Вокруг света 1991-05, страница 58

Вокруг света 1991-05, страница 58

птичий дом под водой

Для естествоиспытателей — употребим в даниом случае столь старомодное слово — мексиканский полуостров Юкатан полон чудес. Здесь удивительная и разнообразная природа. Здесь руины городов майя, многие из которых до сих пор ждут исследователей. Наконец, здесь недавно открыты сокровища, до недавнего времени недоступные глазу человека. Речь идет о подводной пещерной системе, вроде бы крупнейшей на земном шаре. В сущности, естественные подземные водохранилища в северной части Юкатана известны давно — они называются сеноты (на языке майя-— «цонот»). Но в данном случае мы ведем разговор именно о крупнейшей системе, получившей у исследователей незатейливое прозвище «Большая» (местное название куда сложнее — Нохоч-Нах-Чич, что означает «Гигантский птичий дом»). С тех пор как в 1987 году началось ее изучение, подводники прошли более тринадцати километров подводных тоннелей и пещер, и каждое погружение открывает новые миры. В то же время глубина системы — всего от 8 до 10 метров, а вход достаточно удобен даже для начинающих ныряльщиков. Исследование и фотографирование пещерной системы ведет команда под руководством опытных подводников Майка Мэддена и Рона Уиникера. Мэдден изучил уже более двадцати подобных систем — большинство из них поблизости от развалин древнего города майя Ту-лума. Разумеется, они служили «цонота-ми», но, кто знает, возможно, для майя заполненные водой причудливые карстовые пещеры играли куда более важную роль, чем просто водохранилища.

БЕНЗИН из... СОЛНЦА

Американский изобретатель Марк Гиб-сон, проживающий в штате Вашингтон, сделал заявление, которое должно привлечь внимание множества людей — от домохозяек до президентов, от автолюбителей до нефтяников и энергетиков. По словам Гибсона, он и его отец, тоже изобретатель, готовы внедрить способ производства нового топлива, обещающий свести на нет сжигание нефти, угля и газа, обеспечить чистоту воздушной среды и снизить зависимость всех стран мира от нефтяного рынка.

Идея «STAR * FUEL» («ЗВЕЗДНОГО * ТОПЛИВА» — именно так, со звездочкой) заключается в следующем: четырехметровые рефлекторы собирают солнечную энергию, которая используется для выделения водорода из воды: затем водород связывается химическим образом с углеродом (каким именно образом — отец и сын Гибсоны держат в секрете), и углеводородное топливо готово. Марк Гибсон уже демонстрирует «ЗВЕЗДНОЕ * ТОПЛИВО» — оно горит чистым прозрачным пламенем, почти не

давая дыма. По подсчетам изобретателей, ВЕСЬ бензин, потребляемый в США, мог бы быть заменен «ЗВЕЗДНЫМ * ТОПЛИВОМ», если его производить с помощью рефлекторов, покрывающих где-нибудь в пустыне квадрат со стороной 90 километров.

Эксперты Министерства энергетики США считают, что за проектом Гибсо-нов — большое будущее и, может быть, даже спасение человечества.

СИМФОНИА, КОТОРОЙ НИКТО НЕ... УВИДИТ

То, что происходит на планете с тропическими лесами, нельзя назвать словом «опасность» или «беда»,— это катастрофа. Земля уже лишилась половины своих тропических лесов, и специалисты предсказывают, что оставшаяся полови на исчезнет в течение ближайших пятидесяти лет. Если... если, конечно, не изменится поведение человека.

Ботаники Джим Миллер (на нашей фотографии он на дереве) и Питер Рей-вен давно ведут исследования тропических лесов Мадагаскара. Дерево, которое они изучают в данный момент, относится к роду Симфониа.

— До сих пор был известен один вид этого рода в Латинской Америке и один — в Африке,— говорит Миллер.— А на Мадагаскаре мы обнаружили семнадцать видов, включая вот этот самый, «нектарифера». Прежде чем закончим работу, мы найдем — я убежден в этом — еще видов двадцать.

— Такое разнообразие само по себе говорит об особой срочности нашей работы,— добавляет Рейвен.— К 2020 году население Мадагаскара удвоится. Если ничего не изменится, планета с изумлением обнаружит, что человек в своих попытках выжить разрушил ту самую среду, которая его и поддерживает. Оставшиеся тропические леса Мадагаскара исчезнут уже на наших глазах.

56

СПАСЕНИЕ — В КЛЕТКАХ

На острове Бали (Индонезия) есть только одна птица-эндемик — балийский скворец, и именно ей была уготована трагическая роль: исчезнуть с лица Земли. «Виной» тому — замечательное оперение. Балийский скворец — очаровательная белоснежная птица с голубым пятном вокруг глаз. Усилия браконьеров и контрабандистов привели к тому, что красавцев скворцов на Бали осталось всего... тридцать особей. Индонезийские орнитологи разработали экстренную программу по спасению пернатых, попавших в беду. Пока трудно сказать, удастся ли сохранить птиц, но есть надежда на помощь из-за рубежа. Дело в том, что балийские скворцы прекрасно размножаются в неволе, а, как удалось подсчитать, в клетках европейских и североамериканских любителей птиц их содержится сейчас около тысячи.

виновник — СВИНЕЦ

Вспомним одну из самых трагических страниц полярных исследований. В 1845 году экспедиция сэра Джона Франклина отправилась на судах «Террор» и «Эребус» на поиски Северо-Западного прохода. Увы, пройти из Атлантического океана в Тихий полярными морями не удалось: сам сэр Джон Франклин и 129 его спутников погибли.

До сих пор считалось, что виной всему было печальное сочетание невезения, голода и цинги. Однако последние исследования проливают новый свет на трагедию. В останках моряков Франклина, найденных на канадских островах Кинг-Уильям и Бичи, обнаружено повышенное содержание свинца. Причем того самого свинца, который являл собой припой для заделывания консервных банок, составлявших провиант экспедиции. Вряд ли речь идет о массовом отравлении свинцом. Специалисты склоняются к тому, что повышенное содержание свинца в пище влияло на самочувствие людей и приводило к принятию неверных решений. Ирония судьбы в том, что как раз изобретение консервирования пищи в банках в 1810 году и сделало возможным оснащение длительных экспедиций, подобных франклинской. А токсичность свинца выяснилась только в 80-х годах прошлого века, и лишь тогда консервная промышленность принялась искать новый припой.