Вокруг света 1991-05, страница 54Тем, кто хочет ощутить подлинную готику, следует побывать в уединенном Клофилле и вкусить весь кошмар оскверненных и ограбленных могил, символов возрождения черной магии в двадцатом веке. В 1968 году, в канун дня Всех Святых, подверглось нападению сатани-стов кладбище в северном Лондоне; они не только разбили гробы, но и извлекли труп недавно похороненной женщины и проткнули его стальным прутом. Один гроб они перевернули и водрузили на нем черный крест. В марте 1969 года на алтаре приходской церкви в Станстеде, Эссекс, нашли обуглившуюся свиную голову (свинья — символ Сатаны), а в 1970 году были вскрыты несколько могил в старой части Хайгейтского кладбища в Лондоне, а трупы из них украдены для ритуалов, использующихся в черной магии. Совсем недавно на стенах некоторых склепов появились магические символы. Исследование газетных подшивок за последние семьдесят лет подтверждает, что сатанизм стал одним из признаков нашего времени, но тем не менее он не пережиток прошлого, а всего лишь мелодраматический аспект современной жизни. МИР ВУДУ Вуду, или вудуизм, олицетворяет самый страшный вид черной магии, связанной с поклонением змее и в отдельных случаях ритуальным каннибализмом. Вудуизм издавна практиковался среди потомков африканских рабов, живущих в Соединенных Штатах, Центральной и Южной Америке и в странах Карибского бассейна. Предполагается, что название «вуду» происходит от слова «водуа» (так называли религиозную секту еретиков, которая в давние времена обосновалась на юго-востоке Франции,— членов секты обвиняли в том, что они расправляются со своими врагами при помощи колдовства). Впервые слово «вуду» использовали католические миссионеры, работавшие в Вест-Ин-дии. Однако более вероятно, что оно произошло от слова «водун», на языке народности ашанти означавшего магический обряд. Возможно, вуду действительно связано с черной магией, но, как бы там ни было, в целом это религия африканского типа, для которой характерно следующее: верующие становятся «одержимыми» богами, которым они поклоняются. Как и в других мистических верованиях подобного типа, жрецы (хунган) и жрицы (мам-бо) вызывают для консультации духов предков. Посвящение в вуду связано с двумя основными обрядами: ритуалом Солнца, который называется радас (его высшее божество — Дангбе, то есть бог-змей), и обрядом Петро, того, кто одаривает верующих магической силой. Обряд «пересечения вод», также являющийся частью поеъящения, проводится следующим образом: «бе лую как снег» овцу приносят в жертву морю — одновременно морю жертвуют двух белых голубей и двух белых куриц. Во время этой кровавой церемонии воздух наполняется истошными криками хунгана и дикими возгласами зрителей — все это происходит под ритмичный бой барабанов. В религии вуду барабану отводится центральная роль, поскольку, как считается, кожа барабана сделана из солнечного света, и тот, кто прикасается к нему, получает энергию светила. Храмы вуду, или хумфосы, иногда украшают совершенно неуместными здесь цветными репродукциями католических святых, которых африканцы уже давно отождествляют со своими богами. К их числу принадлежит Эрзулия, Святая Богородица вуду, которая, как и Венера, ассоциируется с Луной. К потолку храмов вуду подвешиваются туфли Эрзулии. Ритуалы вуду по большей части призваны защищать общины от нападения злых духов. Культ вуду создал и своих колдунов-лекарей — это целый клан странствующих магов, которые для снятия у больных напряжения прописывают им водные снадобья. Колдуны вуду весьма искушены в обратных чарах и могут обрушить зло на любого, кто вызвал его. Те, с кем это случается, серьезно заболевают неврозами, известными как «шоковый рецидив». В магическом арсенале вуду имеются чрезвычайно мощные чары как для защиты, так и для нападения. Например, чтобы воспользоваться чарами Черного Муса, надо написать на листе бумаги тринадцать раз имя врага, тогда его тело или душа серьезно пострадают. Бумагу покрывают слоем порошка «черный мус» (его состав держится в секрете) и в полночь сжигают. Очень важно убрать из дома всю золу от бумаги, чтобы там не осталось и следов, вызванных силами зла. Магию применяют и для решения различных проблем личного характера. Для того чтобы управлять сознанием другого человека, достаточно смочить подошвы его обуви волшебной жидкостью, «покоряющим маслом». В южных районах Соединенных Штатов разбрызгивают так называемое «масло, укрощающее босса». Когда нога хозяина ступает на это «масло», он не только становится добрее к своему подчиненному, но и вполне благосклонно относится к просьбе о повышении жалованья. Несмотря на то, что в ходу у простых гаитян есть незатейливые чары «для повседневного пользования» и они не всегда продиктованы злобой, большинство магических ритуалов вуду предназначены во зло, как, например, «пагубное заклинание», насылающее на живых силы мертвых. Вначале сооружают миниатюрный гроб, который освящают именами дьявольской троицы — Метр Карре-фо, Повелитель перекрестков и демонов; Гран Буа, Владыка ночной земли и ночных лесов; и Барон Суббота, Повелитель кладбищ. Затем произносится заклинание, после чего гроб отправляют по назначению, и получатель сего «подарка» отправляется в мир иной. ЗОМБИ Для большинства поклонников вуду зомби представляется самой зловещей фигурой в этой религии. Составной частью религиозной доктрины гаитян является мысль о том, что при помощи магических ритуалов тела мертвых можно вернуть к жизни — в своем новом статусе зомби они будут играть роль рабов. Мужчина или женщина становится зомби (на языке индейцев племени аравак это слово означает «дух») после того, как труп заставляют «отведать» манцинеллы, или дурмана вонючего, который содержит атропин. Зомби легко узнать по полуидиотскому выражению лица, неуклюжей походке и невнятному бормотанию. Страх превратиться после смерти в зомби широко распространен на Гаити, и, чтобы защитить покойных от злобных колдунов, здесь существуют особые церемонии. Народ Гаити глубоко убежден, что в рядах полиции, которую здесь называют «тонтон-маку ты» 1 (как и колдунов вуду), служат сплошные зомби (считалось, что зомби служили и в личной гвардии бывшего пожизненного президента страны Папы Дока Дювалье). Миф о зомби проник во все слои общества, вера,в эту легенду не ослабевает. Рассказывают, что в 1959 году жители сумели схватить одного зомби и привели его в полицейский участок, где он неожиданно ожил, после того как ему дали выпить соленой воды! Существует множество историй о том, как люди видели своих давно умерших друзей на улицах или в домах могущественных колдунов. Многие считают, что хозяева зомби-рабов обращаются с ними чрезвычайно жестоко, потому что боятся их изощренной мести. Такова сила, приписываемая в этой коррумпированной и отсталой стране оккультным явлениям,— сила, традиционно позволявшая политикам держать мертвой хваткой жестоко подавляемое и доверчивое население. СПИРИТИЗМ И МАГИЯ Это произошло в пятидесятые годы прошлого века, когда появившийся в Соединенных Штатах спиритизм, подобно лихорадке, охватил Европу, и в результате контакты с мертвыми превратились чуть ли не в респектабельную религиозную деятельность. Знать часто посещала спиритические сеансы Ди Ди Хоума, одного из ведущих представителей нового культа. Давно забытые способы ворожбы 1 Речь идет о временах правления династии Дювалье. 52
|