Вокруг света 1991-12, страница 31обычаи, нравы —отсюда и другой характер. Нельзя путать чалдонов и старообрядцев, хотя и те и другие истинно сибирские люди. Переселенцы в наших деревнях стараются быстрее стать сибиряками и ведут такой же образ жизни. Что касается хозяйствования, то у нас действительно и выпасов много и покосов. Мостовские и чемские помногу скота держат, мы же соседи —друг друга знаем. Я немного скота держу: коровы и телята, овечки и козы, а также держу двух коней. Один конь свой, а второй — лесничества. Работал как-то я с женщиной таксатором, а она с запада, из Тамбова. Так вот: она, на свежий глаз, сказала, что мы вольнее живем и богаче, но что все как сонные, то есть спокойные... Тавалган и кряж остались такими же, как при Семенове-Тян-Шанском. Та кие же завалы леса, трава выше коня. Ездить по нашей тайге очень тяжело даже верхом. Я хочу, чтобы все это сохранилось и чтобы мои дети видели ту же тайгу, что и великий путешественник видел сто лет назад. Однако и у нас есть экологические проблемы. То, что браконьеры бьют лосей и коз, — это мелочь. Хотя бороться с ними не так легко, а ведь это входит в мои обязанности. У меня на вооружении один ствол и конь, а браконьер едет толпой да на вездеходе и с нарезным оружием. Но хуже другое. Колхозная нефтебаза стоит на склоне сопки, и ручьи нефтепродуктов стекают в родниковый ручей, а он впадает в реку Чём, на которой стоят наши деревни. С фермы же, которая тоже стоит на горе, течет ручей из силосных и выгребных *м с навозом — и тоже в Чём. А прямо в деревне в нескольких метрах от Чёма по обоим берегам сделали карьер и добывают сланец. В 20 километрах на север, около села Владимировка, какая-то воинская часть зарывает какие-то отходы в лесу, но об этом не знают ни жители, ни сельский Сдвет. Точнее, знают, что какие-то военные отходы зарывают, а что именно и чем это грозит, никто не знает. Писать много можно, экология — самая больная тема, но никому, как говорится, ничего не надо, а начальство в основном — временщики. История нашего региона интересная, вот бы ею занялись профессионалы, пока еще живы старики, которые могут рассказать о прежней жизни. А я бы мог провезти по тем же местам, где ездил Семенов-Тян-Шанский... М.ОСИПОВ, село Чемское, Новосибирская область ПОЧТОВЫЙ ДИЛИЖАНС КАМЕННАЯ ЗАГАДКА В домонгольское время на территорию Казахстана по древнему шелковому пути проникали различные религии — буддийская, мусульманская, христианская. Влияние этих религий отражалось в древних памятниках культуры. «Каменную загадку» можно предположительно отнести к буддийской куль-туре. Расположена она на второй надпойменной террасе реки Каракыстак, протекающей по северному склону киргизского хребта в пределах Джамбулской области. В долине реки на большой площади обнажаются нижнечетвертичные отложения белого и кирпично-красного цвета. Пласты лежат горизонтально, они не смяты в складки и не рассечены разломами. Здесь, в центре прямоугольной площадки обнаженных красных пород, и было обнаружено необычное образование — «вырубленная» в породе человеческая голова. Ее скульптурные формы сглажены выветриванием. Высота и ширина головы достигают метра. В юго-восточном углу площадки — полукруглая стена, толщина ее—метр, высота —три метра, следов кладки не обнаружено. На юго-западе от стены, по уклону сухого русла, скопились семь глыб шаровидной формы, видимо, упавшие со стены. Если взять глыбы и уложить их на место, то стена будет высотой более пяти метров. Около юго-восточного угла площадки лежат восемь глыб скальной породы, размер которых от одного до трех метров. Глыбы лежат на траве, очевидно, как и шаровидные, они упали во время землетрясения. В пятидесяти метрах на юг от площадки—небольшой каменный курган с кустом шиповника на вершине. Если это захоронение, то оно определенно должно иметь отношение к сооружению, а значит, под курганом лежит ключ к этой загадке. Но, как оказалось, могила была когда-то давно разграблена, а камни отброшены, на них и вырос гигантский куст шиповника. Там, где прежде находился погребальный курган, теперь ровная площадка с разбросанными на ней человеческими костями. Я стал раскапывать ее и на глубине 65 сантиметров наткнулся на горизонтально залегающий пласт, в котором обнаружилась вырубленная корытообразная ниша глубиной 20 сантиметров и длиной 180. Известно, что в древности грабили только богатые захоронения. Остается тайной: для кого и чего понадобилось вырубать в скальной породе могилу, когда рядом лежат рыхлые грунты? Захоронение наводит на мысль, что и само сооружение тоже дело рук человека, хотя прямых доказательств этому нет. Б.ВОЛЧКОВ, председатель секции археологии Географического общества Казахской ССР «ФАРОС» - ЗНАЧИТ ПАРУС Е Найти спонсоров для яхтсменов — задача до-вольно-таки сложная, почти невыполнимая. В городе Омске решили, что если спонсор не идет к яхтсмену, то яхтсмены сами создадут своего спонсора. Объединившись, мы создали хозрасчетное предприятие «Фарос», которое своей экономической деятельностью могло бы обеспечить претворение в жизнь различных проектов. Для того чтобы привлечь как можно больше единомышленников, при обществе создан ежеквартальный журнал с одноименным названием (его адрес: 664024, г. Омск, проспект Маркса,3. Тел. 31-85-63), рассчитанный на любителей водных видов спорта — как начинающих, так и маститых. В нем можно найти также и хронику спортивных событий на Иртыше и других водных бассейнах Сибири, обмен опытом дальних плаваний и турпоходов, приемы безопасного плавания, разбор аварий маломерных судов, советы начинающим кораблестроителям, новости из популярных зарубежных изданий. С.ЩЕРБАКОВ, председатель добровольного общества «Фарос», г.Омск 29 |