Вокруг света 1994-05, страница 16страна и ее великий город, знамение новой эпохи. Но что существовало до той поры? Где располагался центр племенного княжения словен, упомянутый в летописи еще под 862 годом, где правил Рюрик и откуда преемник его Вещий Олег уходил сажать малолетнего Игоря на киевский престол? Мог ли получить Новгород имя «Островграда», если и поселение, и занимавшее место нынешнего Кремля языческое кладбище расположены не на острове, а на возвышенном левом берегу реки? Взгляд, естественно, обращается к противоположному берегу — к аркаде и белым соборам торговой стороны, тонущим в зелени... Зря. Большой остров, действительно образованный в этом месте рукавом Малого Волховца, еще долго после основания города представлял собою болотистое место. Только в XI веке Ярослав Мудрый устроил там свою резиденцию — Яросла-вово Дзоршце. Тогда я решил посоветоваться с археологами. — Съезди, посмотри Рюриково городище, — посоветовали они, — это в двух километрах выше города по течению. Там копали в семидесятых и кое-что нашли... И я поехал в Юрьево, к истоку Волхова. Среди окружающих Новгород широких полей лебедино-белый силуэт Юрьева монастыря виден издалека. Не торопясь, обхожу полуразрушенные монастырские стены. Возле углового флигеля скрипят качели, на которых, смеясь, раскачиваются ребятишки. Дальше, вглубь тянутся бесконечные шпалеры низкорослых яблонь, усыпанных зелеными, ужасающе кислыми плодами. Зато с открытого места открылась мне дивная картина. Наособицу, венчая зеленый холм, стоит Георгиевский собор XII века. Грязно-белой громадой возвышается он над монастырем, и птицы летают в синем небе среди высоко поднятых серебристых куполов. Пустынно вокруг, и лишь вечный ветер колышет травы на обширном подворье — слабое напоминание о бурях бушевавших тут русских усобиц. Крепко заперты обитые железом врата. Они охраняют княжеские погребения XII века. Тут же и надгробья чуть более поздние... Здесь покоятся посадники из рода Мирошкиничей, сторонники боярской республики, противостоявшие союзу с владимирскими князьями. Здёсь же в середине XV века, опоенный зельем, был погребен несчастный и зловещий Дмитрий Шемяка — последний из князей, в борьбе за общерусский престол пытавшийся опереться на силу новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость. Свирепость этого потомка Димитрия Донского, вошедшая в поговорку («Шемякин суд»), едва не принесла ему славу Ивана Грозного, задержись он на престоле не два года, а все двадцать... Разыскивая ворота на берег, я обнаружил в углу полуоткрытую калитку. Передо мной блеснула синь озера-ре-ки, а за ней виднелся покрытый зеленью далекий берег. Там холмы — остатки Рюрикова городища. Впервые оно упоминается в летописи в начале XII века: тогда там вырос Благовещен ский собор — второе каменное сооружение после Софии. Это его двойником станет выстроенный немного позднее Георгиевский храм, и словно ворота образуют они над Волховом. Благовещенскому, правда, не повезло — спустя два столетия его разрушил Симеон Гордый. Вот что меня занимает: почему стратегически важная возвышенность — Городище, — первая от озера, да к тому же представлявшая в древности окруженный протоками и болотами остров, не упомянута до того ни разу? Или же название — не случайно, и княжеская резиденция (которой и предназначался собор) не возникла на пустом месте, а вернулась на прежнее? Как я узнал несколько позже, именно так рассуждал ленинградец Е.Н.Носов, начиная раскопки в этом месте вопреки скепсису других археологов и тотальным разрушениям культурного слоя, произведенным в два столетия назад прокладкой канала к устью Меты. И он нашел там остатки укрепленного поселения середины IX века, пристань в овражном затоне на Волхове. Из земли извлекли восточные монеты, скандинавские гривны с привесками в виде молоточков Тора-громовержца, серебряную фигурку Валькирии — священного существа, подвески с магическими рунами, гирьки с весами, скандинавские ланцетовидные стрелы. Здесь обитали скандинавы, занимавшиеся войной, торговлей и ремеслом. И по всему судя, именно тут и обосновался легендарный Рюрик со своей «русью», как раз заложив этот укрепленный городок, получивший имя Хольмгарда. И только позднее перенесенная на более просторное левобережье крепость получила имя Ново-града... Не там линаходился и легендарный «остров русов»? Нужно было попасть на Городище. Я пошел вдоль берега в надежде отыскать лодку для переправы, однако на дверях лодочных станций висели замки. Миновав поселок, я оказался перед загороженной ржавым шлагбаумом бетонкой, уводившей по дамбе в глубь таинственной темнеющей сосновой рощи. Влекомый любопытством, я обогнул препятствие и вскоре очутился среди шумящих, точно волны, под ветром столетних великанов, занимавших большой холм. А ведь в старину» вероятно, это было островом среди болота. Дорога кончилась, а за ней и тропа, приведя меня на широкую поляну. На одной стороне ее чернело выбитыми стеклами заброшенное строение турбазы, а на другой на фоне леса белела испещренная краснокирпичными облупленными пятнами небольшая древняя церковь. На стене табличка: «Церковь Рождества Богородицы. XIII в. Перын-ский скит». То была знаменитая Перынь. ...До VIII века у восточных славян не было святилищ, а затем появились «болотные городища», таинственные капища в виде круглых площадок, окруженных рвом со священными огнями. Таким уединенным племенным святилищем была и Перынь — двадцатиметровый круг, охваченный рвом шестиметровой ширины, с расширениями-«лепестками» для восьми священных огней. В центре его археологами обнаружено даже место, откуда во время крещения был сковырнут деревянный идол Перуна и ввергнут в реку... Я обошел весь холм, но не нашел ничего, напоминающего о раскопках сорокалетней давности. Возвратясь, еще раз сверился с грубой схемой на проржавевшем стенде. Древние умели выбрать место, и первые святители одобрили их выбор: гребень холма, обдуваемый ветром от звенящих в низине комаров. И святители основали монастырь, но храм поставили в стороне от старинного капища, словно для того, чтобы не раздражать низвергнутых богов. Однако и за тысячу лет не заросло языческое святилище, окруженное как и прежде, колдовскими соснами. Только точно на его месте ныне возвышались столбы волейбольной площадки: святу месту пусту не бывать... Как-то сразу не сообразил я, что Рюриково Городище площадью в несколько гектаров — маловато для «трех дней пути», в которых измеряется остров. И потом, древняя Перынь натолкнула меня на соображение, что по крайней мере с VIII века здесь уже обитали славяне, которым принадлежало святилище и на которых учиняла набеги эта самая таинственная русь. Где же тогда неведомый остров? Стоит вспомнить, что слово «остров» в русском языке—не всегда был только омываемый водами участок суши. Это, как свидетельствуют почтенные В.Даль и Э.Мурзаев, еще и возвышенное место среди оолотивообще возвышенный или чем-то еще выделяющийся участок среди равнины. Вопрос — выделяющийся чем? Во всяком случае, приезжие купцы-«русы» могли сказать аль-Джарми «остров», подразумевая свое, а он воспринял это буквально... Интересно, что «русами» византийцы еще в конце X века называли состоявшую из скандинавов княжескую дружину. Сопоставление летописей показывает, что «вся русь» Рюрика — это «дружина многа», в которую вначале не входило рядовое славянское войско. Но если эти «дружинники» имели свою территорию, то и в археологическом плане она должна выделяться. На порубежье славян и финнов, на пути к Волге, в низовьях Волхова находится древнейший центр таинственной «культуры сопок». Название «сопка» —в данном случае — происходит от древнерусского «сыпъ» — «насыпь, холм». Это огромные крутобокие курганы высотою с трехэтажный дом, а то и выше, поросшие травой, а иногда и деревьями. Всего несколько их раскопано основательно, и очень много неясного остается в их происхождении. Сопки появились в VIII веке в устье Волхова, а к X веку такие памятники широко распространяются в Прииль-менье и окружающих землях. Поэтому некоторые, причем очень известные, археологи считают даже, что они принадлежат словенам. И все же целое столетие не умолкают споры — вожди каких племен, сожженные на погребальных кострах, лежат под ними: славянская знать? викинги? Под одной из древнейших сопок, например, покоилась погребальная ладья — это типично скандинавский обряд. Но в большинстве могильников вещи смешаны: обряды подверглись сильным изменениям. Правда, в 14 |