Вокруг света 1994-11, страница 43

Вокруг света 1994-11, страница 43

М'ного лет назад в нашей стране демонстрировался западногерманский .фильм «Воспоминание о будущем». Поставленный по одноименной книге швейцарца Эриха фон Деникена, он рассказывал о неразгаданных тайнах в различных частях света.

Был в нем и сюжет о Перу, точнее — таинственных изображениях на плато Наска и легендарном городе Мачу-Пикчу, возведенном инками в доко-лумбову эпоху.

Надо ли говорить, что, глядя на экран и поражаясь чудесам света, я и не предполагал, что мне доведется побывать в этих местах.

Полет в Куско, древнюю столицу инков, расположенную примерно в пятистах километрах к востоку от Лимы, на небольшом самолете авиакомпании «Аэроперу» (ее еще называют «Аэропеор», что в дословном переводе с испанского означает «Аэрохудшая») занял несколько часов. Вокруг — заснеженные горные пики. Между ними — бурые горные хребты с покатыми седловинами и крутыми склонами. Несколько раз самолет попадал в воздушные ямы, из которых, весь сотрясаясь корпусом, выбирался не без труда, не раз заставляя задуматься о бренности нашего существования.

Но вот самолет резко снизился. Мы шли под облаками. Стояло ясное солнечное утро. Под нами на десятки километров простиралось знаменитое плоскогорье Пампа-де-Наска. Плато было абсолютно пустынным и столь ровным, что, казалось, по нему прошелся гигантский каток.

В древнем городе инков — Мачу-Пикчу.

Дома крестьян.

Арсенал.

Фонтаны на склонах гор.

...Плато буквально испещрено стрелами, точно выверенными геометрическими фигурами, идеально прямыми линиями, словно по линейке прочерчивающими его поверхность из конца в конец. Видны были и изображения различных животных и птиц. Выделялись расходившиеся под небольшим углом широкие полосы, напоминающие взлетно-посадочные площадки.

Самолет снизился еще на сотню метров. Пилот предупредил нас, что сейчас сделает вираж, чтобы можно было получше рассмотреть распластанные внизу загадочные фигуры, а при желании и сфотографировать их. От этого маневра меня бросило к иллюминатору, и, к своему удивлению, я увидел силуэт, напоминающий гигантскую обезьяну с огромными лапами, успев заметить, что на одной из лап было пять скрюченных пальцев, а на другой — четыре. Рядом с обезьяной — еще больших размеров кит. Увидел я и кондора с вытянутым носом, колибри и ястреба. Всего, как сказал пилот, объяснения которого с трудом, но доходили до нас сквозь шум мотора, на плато изображено 18 различных птиц.

Самолет выровнялся, а затем, пролетев минуту-другую, снова сделал вираж. Теперь мы смогли обозревать плато с другой стороны. Пилот предупредил, что сейчас мы пролетим над... космонавтом. И действительно, внизу четко просматривалась фигура человека, облаченного в скафандр. Своими очертаниями он напоминал стратонавта, парящего в воздухе.

Облет продолжался примерно десять минут, изображения на плато мелькали с такой калейдоскопической быстротой, что не было никакой возможности осмыслить увиденное. И только когда самолет вновь набрал высоту, отдалился от Пампы-де-Наска и взял курс на Куско, мы немного успокоились. Кто автор этих рисунков, что они собой олицетворяют, чем объясняется выбор места для них?

Эрих фон Деникен, автор упоминавшихся книги и фильма, пытается дать ответ на эти и другие вопросы

(хотя ученые подвергают сомнению его выводы, считая их ненаучными и бездоказательными), и вряд ли мне под силу сделать это лучше или дополнить его. Прежде всего удивительно то, что это чудо обнаружено в, казалось бы, Богом забытом месте, да к тому же создано много веков назад. (Методом радиоуглеродного датирования ученые определили, что изображения на плоскогорье были сделаны в VI-X веках, то есть задолго до того, как Колумб открыл Америку, что послужило началом приобщения континента к европейской цивилизации).

Непонятно и то, как они сохранились в течение столь длительного времени, несмотря на песчаные бури, и ураганы, и землетрясения, и многие другие катаклизмы. И еще: во имя чего все это создавалось? Какую цель преследовали безымянные инженеры, архитекторы, строители, топографы, наконец?

Я задавал этот вопрос многим перуанцам, в том числе и тем из них, кто так или иначе занимался изучением тайны Наски. Никто из них не мог со всей определенностью удовлетворить мое любопытство. Кое-кто склоняется к тому, что изображения птиц, обезьян, геометрических фигур (а среди них были трапеции, треугольники, параллелепипеды) носят культовый характер, связаны с различными преданиями и легендами живших в тот период людей. Возможно, это и так. Но изображения в силу своих размеров с земли не видны, их можно рассматривать только с большой высоты, в чем лично убедился и я.

Последнее обстоятельство и породило версию о том, что они предназначены для тех, кто спускается или кого ожидают с небес. Именно ее доказывает Эрих фон Деникен, считая плато космодромом инопланетян.

Но как бы то ни было, какие объяснения ни появлялись бы (а их не так уж и мало), ясно одно: загадки существуют для того, чтобы их решать.

Еще одной загадкой в этих краях считается легендарный Мачу-Пикчу — конечная цель моего путешествия. Попасть туда можно только через Куско, который сам по себе заслуживает того, чтобы рассказать о нем.

Аэровокзал города встречает прибывших (в основном туристов) огромным полотнищем: «Добро пожаловать в древнюю столицу Перу!» Мы выходим на привокзальную площадь и попадаем в плотное кольцо оборванных мальчуганов, просящих, требующих, вымаливающих доллар или, по крайней мере, несколько перуанских инти.

Еще в Лиме меня предупреждали, что первые сутки в Куско желательно помедленнее двигаться, неторопливо дышать: как-никак город расположен на высоте 3400 метров над уровнем моря и воздух здесь разреженный.

Куско по праву называют городом музеев под открытым небом и «археологической столицей Южной Америки».

Название его произошло от слова «коско», что на языке индейцев-ке-чуа означает «центр четырех районов». Действительно, Куско был сто

41

I