Вокруг света 1994-11, страница 49ной книге 1428 года, описывавшей различные рецепты таких снадобий, крови младенцев придавалось настолько большое значение, что заменить ее мог лишь жир степного орла. Во Франции одна ведьма была обвинена в том, что кормила лягушек и жаб освященными хлебом и вином, убивала, сжигала, а пепел перемешивала с растолченными костями христиан, с кровью детей, с травами и другими неустановленными ингредиентами. В 1450 году в Савое ведьмам рекомендовалось следующее. Привязать обнаженного рыжего католика (непременно мужского пола) к лавке и отдать на съедение множеству ядовитых тварей, подробно перечисленных. Когда несчастный изнеможет от укусов и ужаливаний, подвесить вверх ногами, а снизу подставить широкое блюдо. После того, как вытечет достаточно жидкости, перемешать ее с жиром подвешенного, добавить внутренности младенца и растолченные тела ядовитых тварей, использованных для умерщвления. Употреблять по мере надобности. Благодаря этим снадобьям ведьмы летали на метле. Насколько эти обвинения были следствием подавленных страхов и желаний самих судей? Насколько отражали они слабость психики человека, подвергнутого невыносимым пыткам? Этого не сможет решить ни один историк. Однако навязчивость некоторых мотивов в рукописях, оставленных охотниками на ведьм, заставляет подозревать, что судьи и следователи были удручающе жалкими и закомплексованными субъектами. Что неотвратимо следовало за написанием этих причудливых документов? То, что и должно быть в атмосфере всеобщего недоверия к соседям и к миру, знавшему только два состояния — монотонных будней и ужасающих катаклизмов. Пожилая женщина, не приглашенная на свадьбу, призвала бурю обрушиться на молодоженов. Сосед, которому отказали в крынке молока, наслал бесплодие на корову. Нищий бродяга, не сумевший стащить яблоко из сада, навлек какую-нибудь болезнь, и от нее погиб весь урожай. Подобные обвинения приводили к тому, что целые селения сначала подвергали пыткам, а потом сжигали на кострах. Тлетворной атмосферой страха и подозрительности были заражены большие города и отдаленные провинции, аристократы и крестьяне. Несчастная деревенская старуха, обвиненная в колдовстве, на самом деле могла ни разу в жизни не участвовать в Черной Мессе и никогда о ней не слышать... ВЛАД ЦЕПЕШ — ДРАКУЛА Суеверия и легенды возникали не всегда на пустом месте, но, родившись однажды, обрастали подробностями, порождали новые легенды и надолго переживали своих героев. До сих пор у нас шел разговор о Западной Европе. На другом конце Европы во второй половине пятнадцатого века процветал и здравствовал Влад V Цепеш, князь Валашский, который, как известно, послужил прототипом Дракулы в творениях английского писателя Брэма Стокера. Недостатки, скажем так, Влада не исчерпывались тем, что он был вампиром — по крайней мере в легендах. Князь Влад правил Валахией с 1456 по 1462 год, а затем — в 1475 и в 1476 годах. Чтобы сосредоточить всю власть в своих руках и обуздать своевольных феодалов, он обещал улучшить положение крестьян и беспощадно бороться с турками. Методы его борьбы были просты, но эффективны. Услышав об одном заговоре против него, он «разграбил церковь святого Якова и предал огню окраины Темешвара (город в Трансильвании). На следующий день он приказал посадить на кол множество мужчин и женщин — как старых, так и молодых, — а потом велел поставить стол посреди места казни и с аппетитом позавтракал». Некоторые феодалы были обезглавлены; их головы он распорядился скормить ракам, а раков — подать на стол во время праздника, на котором присутствовали родные и близкие казненных. Кроме того, он очень не любил мусульман и всячески их преследовал. Когда три сотни крымских татар проезжали по его территории, Влад «приказал схватить и зажарить троих из них; остальных он заставил съесть мясо, при этом говоря: «Пока вы не пойдете сражаться с турками, я буду поступать с вами так же, как сегодня. Выбирайте же, что вам больше нравится!» В пятнадцатом веке у любителей ужасов подвиги князя Цепеша были гораздо более популярны, чем написанные позже похождения графа Дракулы в девятнадцатом и двадцатом веках. В ЗАКЛЮЧЕНИЕ Во многих случаях каннибализм был вызван той или иной формой психического расстройства. Так, во Франции одна четырнадцатилетняя девочка очень страдала от невыносимого желания напиться крови; известный итальянский грабитель Гаэтано Маммоне торжественно выпивал кровь своих жертв; некий отшельник, живший в пещере на Лазурном Берегу, изнасиловал, задушил двенадцатилетнюю девочку и выпил всю ее кровь. Но душевнобольные не входят в наше рассмотрение. Истинный же ритуальный каннибализм еще продолжал процветать в некоторых частях земного шара, хотя и не в Европе. В Бразилии описаны пристрастия индейцев тупи (запись шестнадцатого века): «Каждый старался принести домой голову своего врага: такие трофеи вешались над входной дверью. Если кто-то захватывал пленника, то держал его некоторое время, оказывая ему всяческие знаки уважения и почета, а потом приглашал на встречу всех своих друзей». По случаю такого события хозяин пленника и его гости «убивали несчастного, зажаривали и съедали, а отдельные куски мяса посылали тем, кто не смог присутствовать на пиршестве». Через сто лет один голландский чиновник докладывал, что индейцы-мохавки совершали каннибальские обряды. «Обычные люди, — писал он, — в это время едят руки, ягодицы и грудину; вождям достаются голова и сердце». То же самое сообщали о гуронах1. Однако голод все еще был самой распространенной причиной каннибализма или — скорее — обвинений в нем. В тех странах, где урожай зависел от капризов муссонов, голод почти никогда и не прекращался. Так было, например, в Индии. В 1630 — 1631 годах, на заре правления султана Шах-Джахана, — которому предстояло построить Тадж-Махал, самый изысканный памятник мировой архитектуры, — «люди опустились (от голода) до того, что употребляли в пищу навозных червей... Все дороги были завалены трупами, от запаха которых некуда было деться — особенно в пригородах... Женщины жарили собственных детей; мужчины, выходя из дома, были готовы к тому, что их где-нибудь убьют и съедят, и спасали свою жизнь, убивая других и насыщаясь ими. Мужчины и женщины еще не успевали умереть, как их уже резали на части и тут же пожирали». Этим заметкам одного европейского путешественника вторит утверждение А б дул Хамида, признанного историка того времени: «Жителям этой страны пришлось испытать страшную нужду... Жизнь продавали за ломоть хлеба, но никто не хотел покупать ее. Родовую честь готовы были отдать за булку, знатность и достоинство уже никого не интересовали... Наконец одичание привело к тому, что люди стали пожирать друг друга, и сыновья плоть была дороже сыновьей любви». Но кто может подтвердить нам, что это не писательское преувеличение? Конечно, кое-кто, доведенный голодом до отчаяния, мог докатиться и до людоедства. Но как массовое явление?.. Все-таки поедание себе подобных противно человеческой натуре. По книгам Н. ДЭВИСЛ и Р.ТАННЕХИЛЛА подготовил М.МАССУР 1 Эти записи действительно существуют. Но насколько они соответствуют действительности? Индейцы тупи, живущие в Амазонии, оказывали португальцам отчаянное сопротивление, а на соседей наводили ужас. Ни те, ни другие не сказали бы о тупи доброго слова. Что же касается североамериканских индейцев, то большая часть исследователей (особенно индейцев по происхождению) с гневом отвергают обвинения в каннибализме. Хотя, может быть, воины и поедали какие-то части тела храброго врага, но уж женщинам и детям запрещено было даже знать об этом. Правда, пленного врага подвергали изощренным пыткам, но — как это ни покажется странным — из уважения к нему. Ему давали возможность стойко и мужественно погибнуть, издеваясь над врагами, раз уж не привелось пасть в бою. |