Вокруг света 1995-01, страница 15

Вокруг света 1995-01, страница 15

черпаком в придачу, в которых готовят любимое всеми кушанье фуль — тушеные бобы с пряностями.

Вся утварь была изготовлена из красной меди и латуни, также как и стоящие у стен чеканные панно, а в углах — шпаги и сабли в ножнах. Над грудами медных сокровищ висели фонари, напоминающие то ли пирамиды, то ли кристаллы, и тикали декоративные часы, увенчанные караваном верблюдов, идущих к солнцу.

Пока мы осматривались, на галерее освободили для нас столик и откуда-то из задней комнаты принесли на подносе стаканчики с чаем. Для мастеров наступила передышка в работе, завязалась неторопливая беседа о нынешнем и былом.

Кто-то пожаловался, что дела идут все хуже: уменьшился вывоз продукции за границу, в Европе появляется все больше изделий из Туниса и Марокко. Мастера дружно закивали курчавыми головами и стали добавлять каждый свое, наболевшее. Мол, и качество у местных ремесленников снизилось, и цены на сырье — медь, кожу, перламутр, дерево — все растут и растут. Пожилой мастер с седой головой, молча пивший чай, не вытерпел:

— Сами виноваты. Новые-то изделия делаются по старым заготовкам подмастерьями, а часто и вовсе малолетними учениками. Стыдно — забыли о славе старых мастеров Аль-Халили.

И тут пошли рассказы о давних событиях, к которым добавлял яркие эпизоды знаток прежней жизни Каира Владимир Беляков. Получилась, если уж не новая книга «Тысяча и одна ночь», то хороший час или два каирских сказок Шехерезады.

Мастера начали с рассуждений о том, что центр фатимидского Каира находился на месте кварталов Хан аль-Ха-лили и где-то здесь покоритель Египта халиф Муиз построил великолепный дворец (кстати, именно он изображен в книге сказок как дворец Шахрияра). В нем были «золотая зала», и «большой диван», и еще три павильона: «газелей», «зефира» и «жемчуга». От одних названий дух захватывает!

— Говорят, десять тысяч юных рабынь жили в этом дворце?

— А мужчин?

— Только сам халиф и его дети.

— Настоящий рай.

— Столько красавиц и роскошный дворец — как тут не потерять голову!

— Похоже, Аллах действительно лишал иногда правителей разума, — вступил в разговор Беляков. — Помните удивительную историю жизни халифа Хакима?

— Это был жестокий и безобразный человек, который боялся света дня и появлялся на улицах столицы только по ночам верхом на сером ослике по имени Аль-Камр — «Луна», — сказал пожилой мастер.

— Да, и предпочитая ночь дню, — продолжил Беляков, — Хаким не только собирал министров на совет в полночь, но и приказывал, чтобы все лавки торговали ночью, а днем были закрыты. — А когда люди, приспосабливаясь к его приказам, стали веселиться по ночам, он их наказывал.

Фото Е. СУМЛЕНОВОЙ

13