Вокруг света 1995-02, страница 40

Вокруг света 1995-02, страница 40

пожарной техники здесь труднопроходимые. Вот и пришлось бороться с огнем в основном вручную. В густом дыму забивали лапником пламя, делали отжиги, пускали встречные палы, окапывали траншеями пожарище. По нескольку суток из лесу не выходили, и едва с одним пожаром справлялись, как неподалеку уже поднимался дымок другого. — А тут, — вздохнул тяжело лесничий, — война вдруг решила напомнить о себе. Бои в этих местах велись серьезные, в земле немало оружия осталось, боеприпасов и от высокой температуры десятилетиями пролежавшие в земле снаряды начали внезапно взрываться. Порой такую канонаду устраивали...

— Конечно, пожары по разным причинам возникают, — резюмировал Васильев, — но чаще, всего, нами уже подмечено, виною тому отдыхающие. Уйма народу сюда летом приезжает. Зажгут костерок, потом выльют на него воды чайник и уйдут довольные. Огонь в наших лесах коварный — может под почву уходить, неделями там тлеть и хорониться. А как наступит сушь, он и взовьется огненным петухом. Да сразу в нескольких местах...

— Чтобы костер залить, — вступила в разговор Анна Иосифовна Волкова, долгие годы проработавшая бессменным помощником лесничего, — нужно не чайник, а по чайнику на каждый сантиметр кострища вылить. Только тогда можно быть уверенным, что огонь погашен. А еще дети шалят. Сколько раз было: убегут от взрослых да зажгут в укромном месте свой костерок. Вот и жди пожарища. Мы уж приноровились на обходе не только слабые дымки подмечать, но и, как ищейки, принюхиваться, не осталось ли где огонька под землей.

Разговор этот происходил на лесной поляне, неподалеку от шоссе, по которому проносились в сторону Выборга машины. Осень уже вступила в свои права. С Атлантики на Европу один за другим надвигались циклоны. Над лесом со стороны Финского залива плыли низкие дождевые облака, время от времени проливаясь мелким моросящим дождем. Пожароопасный сезон, слава Богу, на перешейке закончился. Больших пожаров на этот раз не было, но дело неожиданно повернулось так, что лесникам самим предстояло напоследок устроить грандиозный лесной пожар.

На поляне из сухих деревьев, свезенных из разных уголков леса, был сложен огромный вал размером с футбольное поле. И лесники, поливая с наветренной стороны подмокшие от дождей стволы деревьев со-ляром, поджигали его. «Через два часа, — сказал удовлетворенно Васильев, — тут будет такое пламя, как если бы заполыхала разом целая сосновая делянка. Вот пусть и покажет авиация, на что она способна».

Лесные пожары существуют на земле с тех пор, как появились леса. И ныне тысячи пожаров возникают от случайной молнии или по невыясненным причинам. Порой они сами собой затухают, но при благоприятных условиях — длительной засухе, подходящем направлении ветра — огонь быстро разгорается, захватывает все большее пространство, превращаясь нередко в губительное стихий

ное бедствие. Самым опасным считается верховой пожар, который скачет по макушкам сосен со скоростью ветра, уничтожая все живое на своем пути.

В век технического прогресса число лесных пожаров неуклонно растет. Причем от молний возникает только около двадцати процентов пожаров, а в результате хозяйственной деятельности человека и из-за грубейшей халатности в обращении с огнем — более пятидесяти. Борьба с огненной стихией требует немалых средств специальной, нередко только на пожарах используемой техники. Но даже такие могучие в техническом отношении страны, как США, бывают бессильны перед натиском огня.

Прошедшим летом лесные пожары буквально обрушились на эту страну. Телерепортажи оттуда, транслировавшиеся на весь мир, не раз показывали беспомощность людей перед пылающим смерчем, уничтожающим не только леса, но и близлежащие поселки. На помощь, как сообщило тогда российское радио, вылетел наш самый большой пожарный самолет ИЛ-76П, который способен сбросить на огонь сорок тонн антипожарной жидкости.

На территории России лесные пожары зарождаются в марте-апреле на Дальнем Востоке. Вслед за теплом и таянием снегов они продвигаются в глубь страны, доходя до западных границ. (К примеру, прошедшим летом страшные пожары бушевали в Калининградской области.) А по мере наступления холодов отступают к востоку, окончательно замирая в октябре-ноябре. Но не умирая совсем.

Как перелетные птицы, огненные духи устремляются к той части планеты, которая поворачивается к солнцу. И когда в северном полушарии господствует зима, они, будьте уверены, станут досаждать лесам и людям Австралии, либо объявятся на юге Африки.

Большие пожары в прошедшем сезоне, помимо США, в северном полушарии бушевали в Канаде, Франции, Испании. В Испании военные российские летчики помогали доставлять местных пожарных. В результате аварии при взлете одного из вертолетов погибло несколько членов российского экипажа. В нашей стране с наибольшей силой огненная стихия прошлась по лесным районам Красноярского края, Якутии, добралась до лесотундр Чукотки, а особенно ощутимый урон был нанесен лесам Иркутской области. Общие потери, по информации ИТАР-ТАСС, составили около миллиона гектаров леса. Сезон закончился в ноябре пожарами в лесах Еврейской автономной области.

...Огненный петух уже плясал по всему валу сушняка на придорожной поляне. Стволы раскалились, и жар от них ощущался за добрый десяток метров. С треском языки пламени взлетали на высоту двухэтажного дома, и через динамики прозвучал приказ всем людям покинуть опасную площадку. Последними от огня ушли лесники Выборгского лесничества. Впрочем, они ушли не совсем, а лишь отступили к ближайшему сосняку и оттуда продолжали наблюдать за огнем.

В это время на расположенном неподалеку аэродроме Вещево, созданным в годы холодной войны для сверхзвуковых истребителей, а с ее окончанием ставшим ненужным и теперь пустовавшим, прогревали моторы, заправлялись из пожарных автоцистерн водичкой самые что ни на есть гражданские самолеты авиалесоохраны.

Служба авиационной охраны леса родилась в годы существования государства Советский Союз. Смысл ее деятельности заключался в том, чтобы, держа под постоянным наблюдением с воздуха массивы лесов, как можно раньше обнаруживать возникший очаг пожара и, пока он слаб, малыми силами — небольшой группой парашютистов или десантников, спущенных по тросу с вертолета, — его ликвидировать. Наш журнал не раз публиковал репортажи о работе этих бесстрашных людей.

Многими часами я болтался на патрульном АН-2 над сибирскими лесами, вместе с летнабом — летчиком-наблюдателем, высматривая у горизонта подозрительные дымки. Потом, подлетая, мы осматривали их, кружа, и летнаб решал, сообщать ли об этом в ближайший поселок, чтобы высылали бригаду для тушения, либо, если поселка не было радом, выбирал место для сброса парашютистов. И тогда несколько парней, чаще всего отслуживших в десантных частях, лихо выпрыгивали в раскрытую дверь фюзеляжа. Нередко, справившись с пожаром, им приходилось своим ходом выбираться затем из обгоревшей тайги, обходя болота, завалы, сплавляясь по рекам.

В Хабаровском крае мне пришлось лететь на вертолете МИ-8, разыскивавшем высаженную ранее группу десантников. Пожар там стал верховым и пошел в обратную сторону. Но ребята не растерялись, сделали по-военному стремительный бросок, выбрав единственно верный маршрут отступления. У невыжженного островка леса мы увидели вначале взлетевшую ракету, а потом и восемь тесно сгрудившихся людей в зеленых энцефалитках. Отлегло на душе — живы.

Тогда, в 80-х годах, на берегах Амура испы-тывались новые управляемые парашюты — «Лесник-2», которые находили малейшую щель в тайге, приземляясь на крохотную площадку. На пожарах уже начали использовать вертолеты для доставки емкостей с водой, появились сливные устройства, заливавшие огонь с вертолета. Но за рубежом уже имелись самолеты, которые могли приводняться на близлежащее озеро, быстро набрать в поплавки воды и выбрасить ее мощной струей на огонь лесного пожара. И не требовалось в таких случаях рисковать людьми.

— Погоди, будут и у нас такие машины, -говорил мне тогда Эдуард Павлович Давы-денко, заведующий техническим отделом Центральной авиабазы.

Немало лет прошло с тех пор, многое изменилось. Экономические реформы, взвинтив цены на топливо, фрахт самолетов, использование аэродромов, так ударили по службе авиалесоохраны, что были мгновения, когда, казалось, организация эта не устоит, рухнет, и леса выгорят раз и навсегда. И тогда-то мы покончим наконец с лесными пожарами...

38