Вокруг света 1995-02, страница 56

Вокруг света 1995-02, страница 56

Наконец японские зенитчики с грехом пополам зарядили свои орудия и стали было наводить их на цели. Но тут вдруг земля под ногами артиллеристов вздрогнула — это дали первый залп только-только подошедшие к Вотье американские крейсеры. В небо над атоллом тут же взметнулись столбы дыма. Все береговые батареи системы ПВО были разбиты, а стоявшие в лагуне корабли — потоплены. Позднее, уже на следующее утро, с «Энтерпрайза» взлетели восемь бомбардировщиков «донтлес», с тем чтобы довершить разгром. Но крушить было уже нечего. И тогда они принялись бомбить все, что еще осталось торчать на поверхности острова.

Во время налета были сбиты четыре «зиро», которым все же удалось взлететь. Американские же летчики в бою над Вотье не понесли ни одной потери. В целом воздушное сражение за Маршалловы острова американцы провели довольно быстро, потеряв в общей сложности только пять самолетов, включая истребитель, упавший в море при взлете, и одиннадцать летчиков, — четыре пилота отделались ранениями разной степени.

Во время обстрела Тароа пострадал крейсер «Честер», который атаковали сразу несколько японских пикирующих бомбардировщиков, — в него угодила только одна бомба. Однако в результате 8 моряков погибли и 34 были ранены.

Между тем «Энтерпрайз» все утро крейсировал неподалеку от Вотье. В 12 часов, когда к авианосцу присоединились крейсеры и эсминцы сопровождения и когда вернулись все самолеты, ударная группа легла на обратный ку^с — на Гавайи. На борту «Энтерпрайза» царило всеобщее ликование по поводу столь легко одержанной победы. Еще бы: ведь для американских моряков и летчиков разгром японцев на Маршаллах был своего рода реваншем за бесславное поражение в Перл-Харборе.

В 13 часов справа по ходу эскадры, на двухкилометровой высоте, из-за облаков показались пять японских бомбардировщиков, летевших клином. Корабли встретили их мощным артиллерийским огнем. Морякам на «Энтерпрайз е» казалось, что от японских самолетов вот-вот ничего не останется. Однако те, несмотря ни на что, продолжали лететь буквально напролом, не обращая никакого внимания на грохот рвущихся в небе снарядов. Не умолкающие ни на минуту зенитные орудия не позволяли взлететь истребителям прикрытия. И тут вдруг палуба «Энтерпрайза» накренилась — авианосец начал маневрировать, ложась то на один галс, то на другой; примеру флагмана последовали и корабли сопровождения. Вскоре моторы неприятельских бомбардировщиков ревели уже прямо над эскадрой. И моряки на «Энтерпрайзе» увидели сверкающие, точно игрушечные шарики, бомбы, которые, казалось, сыпались прямо им на головы. Через мгновение-другое вокруг авианосца взметнулись водяные столбы высотой метров сорок-пятьдесят.

К счастью, первые пятнадцать бомб одна за другой упали в море. Но осколками одной из них, разорвав

шейся у самого борта «Энтерпрайза», смертельно ранило боцмана и перебило топливный трубопровод, в результате чего на авианосце вспыхнул пожар, который удалось быстро потушить.

Сбросив все бомбы, японские самолеты пронеслись в каких-™будь пятистах метрах над авианосцем. Потом вдруг головной бомбардировщик резко повернул влево и, виражируя змейкой, начал пикировать на корму авианосца, открыв огонь из всех пулеметов. Он приближался с ужасающей быстротой, словно обрушившаяся прямо с неба каменная глыба, — несмотря на рвущийся ему навстречу град снарядов... В тот день американцы впервые стали свидетелями того, как атакует «самолет-убийца», пилотируемый летчиком-смертником — камикадзе.

Самолет-болид, казалось, того и гляди рухнет на палубу «Энтерпрайза». Но в последнюю секунду бомбардировщик, изрешеченный пулеметными очередями и пробитый снарядами, резко отвело в сторону — задев фюзеляжем корпус авианосца, ближе к корме, он потерял крыло, обдав при этом палубу потоком горючего из расплющившегося топливного бака,

О Япония

@ о. Маркус © о. Мидуэй

© ат. Уэйк © Маршалловы о-ва

© Гавайи

и с оглушительным скрежетом рухнул в море. Он тотчас же отправился ко дну. Слава Богу, что капитан Мюр-рэй, командир «Энтерпрайза», вовремя скомандовал развернуть корабль, иначе пиши пропало. Единственной неприятностью столь поразительной, невиданной доселе атаки было то, что камикадзе, падая, зацепил американский самолет, стоявший в ряду самым крайним, и помял его фюзеляж отвалившимся своим крылом. Хотя пожара не последовало, впечатление от увиденного оказалось ошеломляющим. Причем настолько, что даже после того, как остальные японские бомбардировщики улетели прочь, матросы-артиллеристы на «Энтерпрайзе», словно завороженные, еще долго палили им вдогонку, расстреливая пустое небо: им повсюду мерещились «самолеты-убийцы»...

Ударная группа продолжила свой путь дальше. Часов около двух пополудни из облаков вдалеке вынырнул японский поплавковый гидросамолет. Но ис

требители прикрытия сбили его еще до того, как он успел приблизиться к кораблям. И снова восстановилась тишина — hi море и в воздухе. Эскадра шла на восток-северо-восток со скоростью 25 узлов. Тень от кораблей быстро бежала по сверкающей в лучах заходящего солнца поверхности моря. И вдруг сзади по курсу эскадры, на высоте 5 тысяч метров, истребители верхнего эшелона прикрытия засекли два больших японских бомбардировщика. И вновь нервы у моряков натянулись, как струны.

Артиллеристы кинулись наводить орудия на цели, но японцы пока держались на почтительном расстоянии и маневрировали, так, чтобы солнце было точно за ними. А после начали быстро приближаться, ловко лавируя между облаками. Моряки на «Энтерпрайзе» отчетливо видели, как истребители прикрытия пытались перехватать японцев, но тщетно. Несмотря на огромные размеры, бомбардировщики оказались высокоманевренными и скоростными. Они надвигались на эскадру очень уверенно, нацеливаясь главным образом на «Энтерпрайз». Американские корабли, все до одного, открыли по японцам ураганный огонь из всех бортовых орудий — но

снаряды летели мимо цели. Тогда командир звена истребителей прикрытия, которые только что безуспешно пытались перехватить неприятельские самолеты, решил корректировать стрельбу корабельных зенитных установок по радио: «Недолет... — поправлял он артиллеристов с воздуха. — Бери еще выше, метров на девяносто. Так... Так... Порядок!» Но снаряды, похоже, не хотели брать японцев, и те подлетали все ближе и ближе.

Но вот из хвостовой части одного бомбардировщика вырвался длинный шлейф дыма, тем не менее подбитый японец продолжал лететь вперед, прячась за своего товарища. Вслед за тем оба бомбардировщика сбросили по паре бомб, но те упали слишком далеко от цели. Потом японцы резко устремились вверх, под прикрытие облаков. Корабельные артиллеристы получили приказ прекратить огонь — в бой вступили истребители-перехватчики, находившиеся как раз над

54