Вокруг света 1995-02, страница 57

Вокруг света 1995-02, страница 57

облаками; быстро перестроившись, они тут же атаковали японцев.

Моряки, высыпавшие на верхнюю палубу «Энтерпрайза», наблюдали, затаив дыхание, за тем, как истребители кружили меж облаков, точно осы. В это же время из палубных громкоговорителей послышались голоса летчиков. Люди в воздухе кричали, указывая друг другу то одно направление, то другое, а их пулеметы строчили без удержу. Вскоре из облака вынырнул японский бомбардировщик, тот, что был подбит незадолго до этого; за хвостом у него по-прежнему тянулся длинный дымовой шлейф, только еще более густой и черный. Тецерь японец больше походил на тяжелораненого зверя, который вот-вот издохнет. Морякам сразу же стало ясно, что долго он не протянет, да и перехватчики уже не обращали на него никакого внимания и преследовали второго японца.

Через какое-то время грохот пулеметов послышался уже совсем близко. А следом за ним — рев пикирующего самолета, который продолжал лететь наперекор бешеному шквалу пулеметных очередей. Вдруг громкоговорители едва не взорвались от исступленного крика командира звена перехватчиков капитан-лейтенанта Маккласки: «Бах... бах... бах!», — брошенного вдогонку японцу. И тут моряки увидели, как из-за огромного кучевого облака вынырнул медленно кружащий волчком, разваливающийся на куски самолет, и среди этих обломков были четко различимы тела двух японских летчиков.

Между тем солнце почти коснулось горизонта на западе. Немного спустя истребители прикрытия, целые и невредимые, благополучно вернулись на «Энтерпрайз». Через трое суток, 4 февраля, эскадра с победой вернулась в Перл-Харбор.

Это японское орудие, сохранившееся со времен второй мировой на острове

Вотьег так никогда и не выстрелило.

На морском дне близ атолла Вотье.

Фото из журнала «National geographic»

К тому времени японцы уже захватили Малайзию, вторглись на Борнео, Новую Гвинею и Соломоновы острова и начали готовиться к крупномасштабному походу на Австралию. В ответ американское военно-морское командование решило во что бы то ни стало отбить у японцев остров Уэйк — маленький, но очень важный стратегический плацдарм, удобный для подготовки к дальнейшим наступательным действиям во всей западной части Тихого океана, — о чем вице-адмирал Хэлси, которому поручили возглавить рейд к Уэйку, был уведомлен И февраля. И спустя десять дней, 21 февраля 1942 года, по приказу Хэлси вверенная его командованию эскадра взяла курс на Уэйк

Удар был нанесен ранним утром 24 февраля. Было еще темно, почти как ночью. «Энтерпрайз», не сбавляя хода, прорывался вперед сквозь ураганный западный ветер и налетавший шквалами дождь. Взлетать в такую погоду было просто немыслимо. Однако время поджимало, и поскольку крейсеры, которые должны были обстреливать Уэйк с моря, получили приказ сперва дождаться бомбовой атаки с воздуха и лишь потом открывать огонь, невзирая на шторм, несколько пикирующих бомбардировщиков все же рискнули взлететь. Одному из них не повезло — он свалился за борт. На эсминцах сопровождения пришлось включить прожекторы и направить их в то место, куда упал самолет. Летчика успели выловить, а стрелка нет. Бомбардировщики, которые смогли подняться в воздух, попросту кружили над авианосцем, силясь одолеть встречный ветер и рискуя столкнуться в темноте еще до того, как им удалось бы перестроиться в боевой порядок. В такой критической обстановке раздосадованному Хэлси ничего не оставалось, как отложить атаку на полчаса.

А командиры американских крейсеров, подошедших к Уэйку, видя, что ничего не происходит, и опасаясь, что их вот-вот обнаружат японцы, отдали приказ открыть огонь, не дожидаясь поддержки с воздуха.

Вскоре стало чуть светлее, видимость улучшилась и самолеты смогли наконец благополучно взлететь. На подлете к Уэйку летчики заметили, что весь остров охвачен огнем и дымом от рвущихся снарядов. Японских истребителей в воздухе не было, а зенитные орудия противника били робко и мимо цели. Так что атолл Уэйк. за который американцы недавно заплатили японцам слишком дорогую цену, был сплошь перепахан бомбами и снарядами за какие-нибудь сорок минут.

Окрыленное столь молниеносной победой, американское военно-морское командование решило закрепить успех и отдало приказ атаковать остров Маркус. Вице-адмирал Хэлси узнал об этом в море, когда его эскадра возвращалась с Уэйка в Перл-Хар-

55