Вокруг света 1996-08, страница 13

Вокруг света 1996-08, страница 13

Когда я вскарабкался на спину Лакшми, она стала меня поливать водой из хобота, как из шланга, вероятно в знак благодарности за помощь в ее туалете, и в этот момент коллега Вячеслав Заворотов нажал на спуск «кодака». Так я был запечатлен верхом на слонихе.

Я с наслаждением тер волосатым осколком кокосовой скорлупы их шершавые бока и мохнатые /щи. Могу засвидетельствовать: они были розоватого оттенха.

Всезнающий Абеи, сопровождавший нас по острову, поднимал палец вверх и изрекал с многозначительным видом:

— Слоны бывают не только розоватые, но и серые, дымчатые и еще всякие. В одной легенде рассказывается, что когда-то сиамскому правителю был подарен белый слон. Он стал в Сиаме-Таиланде символом царской власти. Для короля до сих пор ищут в джунглях белого слона. Другие окраски зависят от цвета почвы, на которой слоны кормятся и валяются, от пыли, которой они осыпают друг друга.

Что правда, то правда: я сам видел слонов кирпичного цвета — в красной кенийской саванне. Питерские и московские слоны, которых видел раньше, все были серые. Так ведь у нас — асфальт...

Но купание со слонами под Коломбо было в конце путешествия, а вначале мы искали слонов в горных лесах около прежней столицы острова — Канди. Правда, первого слона мы встретили в самсм городе Канди, вблизи нашего отеля, во дворе одного из многочисленных храмов. Это и был храмовый слон, из тех, которых содержит любой приличный индуистский храм. Выглядел он очень респектабельно и этим отличался от диких слонов — те похожи, из-за своей неухоженности и худобы, на огородные пугала, с натянутой слоновьей шкурой. Упитанныи, с лоснящимися боками, храмовый зажно покачивал головой, переступая с ноги на ногу и подолгу качая каждой из них. Так слоны отдыхают. Украшений, кроме накидки из пестрого батика на спине, на нем не было. Дело в том, что кандииские ручные слоны — а их больше сотни — участвуют в храмовых процессиях. На них водружают беседки со священными реликвиями, надевают разукрашенные налобники, бронзовые наконечники на бивни и даже прикрепляют гирлянды электрических лампочек, что выглядит весьма эффектно. И хотя украшение лампочками вряд ли отнесешь к древним обычаям, их цвет и раскраска самих слонов зависят от божества, которому посвящен храм: голубей цзет — богу Вишну, красный — богу Сканде, которого тамилы называют Муруган, а желтый — богине Паттини.

Впереди слона идет под большим зонтом настоятель храма, на слоне восседает какой-нибудь знатный кандиеп, а сзади следуют служители и танцоры с музыкантами...

На поиски диких слонов мы выехали ранним холодным утром (ведь Канди находится в предгорье) в сторону одной из близких деревень, где, как нам сообщили, стадо слонов вытоптало посевы. Короткое время путешествия добрый Абеи посвятил лекции по истории слонов на Нейлоне:

— Конечно, раньше слонов на острове было неизмеримо больше. Азиатский слон в отличие от африканского легче приучается, поэтому его во все времена использовали на перевозке грузов, на лесозаготовках, да и на лесопильных заводах. Но индийский слон (это второе название азиатского слона) еще и хороший боец. Он послушен, подчиняется командам, поэтому все сингальские короли имели в своих армиях боевые подразделения обученных слонов и каждым из них управлял воин-погонщик, так сказать, механик-водитель. Прославился своими боевыми слонами король Раджа-сингха II: задумав атаковать португальцев в их крепости Коломбо в 1558 году, приказал подготовить для армии более двух тысяч слонов (пожалуй, такого количества гигантов сейчас не набрать на всем острове). А вот уже во времена англичан у кандииских правителей было в армиях гораздо меньше боевых слонов — около сотни. Но не гибель боевых слонов, не поставки ежегодно

ВОКРУГ СВЕТА

13