Вокруг света 1996-08, страница 16

Вокруг света 1996-08, страница 16

1

легчением) бревна, которые с глухим стуком катились к нашим ногам.

Я почтительно смотрел на гигантов, которые, как с пушинкой, управлялись с тяжеленными стволами деревьев, и думал, что точно так же тысячелетия назад слонов готовили к лесным работам в чащобах Сиама и Лаоса, Камбоджи и Вьетнама, где деревья ценнейших пород, вроде тика, растут среди непроходимых джунглей. Могучие слоны сами себе прокладывают дорогу сквозь густой подлесок. В горных районах слоны на удивление легко ходят по крутым склонам, ступая медленно и осторожно, причем чувство равновесия у них развито лучше чем у лошадей. Слоны быстро преодолевают и болота благодаря особому устройству ног, которые при погружении в засасывающе месиво увеличиваются в объеме, а при вытаскивании становятся как бы каплевидными, меняют форму, уменьшаются.

Раньше на слонах перевозили гранитные плиты, а для чаеобрабатывающих фабрик в горах — машины. Теперь их обучают в основном для работ на лесозаготовках, и все сложные операции там слон проделывает только с помощью хобота, иногда подталкивая стволы лбом и приподнимая их бивнями.

Пожалуй, настало время, воспеть наиболее замечательный и универсальный орган во всем животном мире — слоновий хобот. Могучая шея животного, поддерживающая массивную голову, слишком коротка, чтобы слон мог дотянутся губами до земли. И вот слоны развили свой нос и верхнюю губу так, что получилось удивительное приспособление — хобот. Он выполняет одновременно функции носа, подъемника воды и корма, а также заменяет массу инструментов. Кончик хобота настолько чувствителен, что способен улавливать запахи на расстоянии трех километров, настолько гибок, что может подобрать с земли ягоду. Хобот, имеющий у основания метр в обхвате, состоит из сорока тысяч мышц — таким грозным оружием можно сокрушить любого врага.

А если добавить могучие бивни, колоннообразные рычаги — ноги, готовые втоптать в землю противника, то вряд ли у кого

возникнет вопрос, кто — царь зверей. Конечно же, не лев, а слон.

Но и у такого гиганта есть свои слабости. Или прихоти, как хотите. Одни говорят, что слоны боятся мышей, другие, что слон не может обходиться без воды И все это чистая правда.

Рабочих слонов будят на заре, но непременно перед началом трудов праведных им дают возможность неторопливо позавтракать, вволю напиться (утоляя жажду, слон набирает в хобот за один раз литров пять-шесть воды) и вволю накупаться. Это для гиганта истинное удовольствие. Поэтому неудивительно, что слоны — отличные пловцы.

Однажды в Индии отловленное стадо диких слонов перегоняли через всю страну, и им встретилось большое водное пространство. Люди в растерянности остались на берегу, а слоны смело бросились в воду и плыли шесть часов подряд.

...Я видел купание слонов в Канди. Незабываемое зрелище — гиганты суши плыли в кильватер друг другу, подняв над поверхностью хоботы, словно перископы подводных лодок.

Но еще приятнее искупаться самому со слонами. Поначалу испытываешь настороженность и с опаской смотришь на эти глыбы, лежащие в воде, но постепенно страх уходит. Особенно забавно смотреть, как мамаши моют покрытых шерстью, похожих на большие игрушки малышей. Вначале они слегка подталкивают их с берега к воде, ласково касаясь хоботом, прикрывая туловищем от всяких напастей. Затем начинают поливать из хобота, как из насоса, водой, трут их кожу.

Вообще, о туалете слонов стоит сказать пообстоятельнее. Как ни странно, их толстая кожа чрезвычайно чувствительна к жаре и укусам насекомых, а потому требует самого тщательного ухода. Пожалуй, сложный гигиенический процесс — грязевая ванна, в которой слон может нежиться часами. Грязь не только охлаждает кожу, но и создает липкую основу для песка и пыли. Затем — этап «опыления», когда слон набирает хоботом пыль и обдает себя со всех

сторон (отсюда и окрас слона, как уже говорилось, по цвету пыли местности). Грязь и пыль ложатся на кожу плотным панцирем, защищая ее от солнца, и позволяет животным немного отдохнуть от безжалостных крошечных врагов, изводящих их своими укусами

Но, к сожалению, эта корка не вечна, со временем отпадает, тем более, что слоны любят чесаться о деревья и термитники, и поэтому процедура начинается по новому кругу.

Слон, увидев воду, от радости прибавляет шаг, просто трусит к ней, ложится на мелкое дно и ждет своего хозяина и друга — махаута.

Мне в питомнике досталась симпатичная и добродушная слониха Лакшми со смуглым махаутом-подростком, обернутым вокруг бедер куском цветной материи. Чтобы не вымочить брюки, я разделся, благо людей вокруг не было, и под руководством махаута принялся чистить слона осколками кокосовой скорлупы с копрой. Вначале я поплескал водой на бока, поводил скребком по брюху, а когда стал сильно тереть за ушами, Лакшми просто зажмурилась от удовольствия. Через полчаса она уже считала меня близким человеком, по команде махаута встала и подняла переднюю ногу. Я залез на ногу Лакшми, а затем вскарабкался ей на спину. Но спина у Лакшми оказалась широковата для меня (опытные махау-ты тоже не сидят на слоновьей спине). Я сполз на шею и судорожно уцепился рукой за цепь, которая обвивала шею слонихи. В тот момент, когда Лакшми стала меня поливать водой, вероятно, в знак благодарности за помощь в ее туалете, мой коллега Вячеслав Заворотов нажал спуск «кодака». Так я был запечатлен верхом на добрейшей Лакшми, чем весьма и горжусь, разглядывая этот снимок.

...Сколько времени прошло со дня встречи с розовыми слонами, а они все чаще являются ко мне во сне. Радостные, с поднятыми хоботами, будто приглашают вернуться обратно в джунгли. ^

Шри Ланка

16

ВОКРУ1 СВЕТА