Вокруг света 1996-08, страница 181 Забытые деревни Длинные тени от деревьев и столбов вытянулись по дороге. Через провалившуюся кровлю большого, грузного темного дома пылал закат. В лужах на дороге отражались стоящие вдоль нее деревянные избы с окнами без стекол. Уже темнело, а свет горел лишь в двух домах... В деревне Винжа Спировского района некогда было 60 домов. Теперь постоянно живут лишь в двух. Я сижу у одного из двух последних обитателей Винжи Михаила Белякова и грею руки после езды на мотоцикле по проселочной дороге. Старый дом, слишком большой для одного человека, содержится в чистоте и порядке. — Ну, я еще крепкий, все сам могу по дому сделать, — объясняет мне Беляков (ему на вид под семьдесят). Но потом все же добавляет, мол, случись что, помощи просить не у кого: телефон, который стоит в доме, почти никогда не работает. Автобус проезжает мимо деревни раз в день. А кроме Белякова, в Винже живет еще всего одна старушка, 82 лет... Оба они карелы, а Винжа была когда-то одним из типичных карельских сел. Деревня начала пустеть еще в 30-е годы. Но особенно активно люди стали разъезжаться после войны. Дети Белякова живут теперь в Мурманской области — на краю света. Еще сравнительно недавно в Винже был магазин, помешавшийся, естественно, в бывшей часовне. Потом, когда магазин закрыли, там устроилась почта. Сейчас на старом, заколоченном деревянном здании, крытом дранкой, в котором — из-за отсутствия купола — признать часовню можно лишь по красивой резьбе на свесах кровли, висит лишь почтовый ящик. Когда часовню закрыли, как она называлась — сегодня уже никто не помнит. Вокруг Винжи, как и вообще в районе Козлова, почти все села и деревни чисто карельские. Соседняя Лухново, или Чеккели, куда меня подбросили на совхозном уазике из Ососья, совхозного центра и последнего пункта, куда доходит асфальт, — довольно большая и старая. «Это настоящая карельская деревня, там почти одни карелы живут», — сказали мне. И действительно, если Ососье едва ли отличишь от других российских деревень, а добрую треть села составляют уже новенькие домики коттеджного Станислав Васильевич Тарасов из деревни Васильки, что лежит на берегу Медведицы. Охотник - его профессия. По призванию же он -поэт. Стихов, которые он пишет и по-русски, и по-карельски, у него с десяток тетрадей. типа, то Чеккели с первого же взгляда показалась мне иной. Некоторым деревянным домам на вид сто, а может, и больше лет Самые старые из них напоминают те, что можно увидеть в Карелии, — огромные, мощные — чуть ли не крепости. Но вот о часовне, стоящей посреди села, так не скажешь. Некогда часовни — обязательно с колоколенкой (по наблюдением авторов прошлого века, карелы очень любили колокольный звон) — были приметой почти всех карельских деревень. Сегодня часовня в Чеккели обветшала... Сколько помнят местные жители, она стоит на замке, да и лишь по престольному празднику деревни — Покрову, который по-прежнему все еще активно отмечают, удалось определить ее имя За Чеккели, если перейти через Тифину по современному бетонному мосту, который выглядит как-то неестественно среди здешнего бездорожья, тропинка, петляющая по лугам и рощицам, выводит в Доли-но. В нескольких ее домах, разбросанных на удалении друг от друга, где стоит запах сушащихся трав и лежащих в сенях припасов со своего огорода, живут одни старики и старушки. Почти все они родня друг другу Ольга Семеновна Белякова говорила мне: — Сразу здеся вот, крайний дом, брат живет, другой брат вот там, середине деревни живет, а родители вот здеся работаали, все время здеся, и строили здеся, и землю обработали здеся, сестры мои старшие. Бабушка, дедушка Лухнове они. Родители сперва Лухнове, потом к нам перешли. Здеся была лес, кругом лес был. Еще в подполе сейчас, еще корни. Глухой место было. Карельская земля... Но почему именно под Тверью? С Ладожского озера -на берега Мологи и Медведицы Карелы переселились в здешние места в основном в XVII веке. Массовый исход из «свейских» земель начался после Столбовского мирного договора 1617 года, по которому часть Карелии отошла Швеции. Уходили карелы (уже с XIII-XV веков православные) из-за стремления шведов насильственно обратить их в лютеранство, а также от непомерных налогов и вообще «от тесноты свейских немец». Вторая волна переселенцев двинулась после 1656 года, когда началась новая вой 18 ВОКРУ1 СВЕТА |