Вокруг света 1996-12, страница 74MjLBEIA ВОКРУГ^ У № 5 май 1994 год издания 133 Е былые времена, глядя в пасхальную ночь на город с высоты бастионов старинной крепости над рекой, можно было видеть, как по улицам, в легком сумраке весенней ночи, беззвучно плывут тысячи маленьких огоньков. Это прихожане возвращаются от Светлой заутрени, прикрывая руками трепещущее пламя свечей. Они донесут эти дрожащие огоньки до дома и зажгут от святого огня свои лампады перед образами и принаряженные, с душой, омытой пасхальной службой, сядут за праздничный стол разговеться после длинного и строгого Великого поста. Как бы ни был беден горожанин того времени, но и он подкопит к Пасхе денег, прибережет муки, масла, пряностей, испечет куличи, запечет в ржаном тесте свиной окорок, сделает творожную пасху, накрасит к празднику десяток-другой яиц и поставит на стол бутылку «Смирновской», а то и шус-товского коньяку, пузатую бутылочку «Зубровки», а для женщин — «Кагор», а если покрепче, то и высокую и узкую бутылку «Нежинской рябины». Русский человек всегда любил выпить, а уж на Пасху-то — сам Бог велел! Печь куличи это был особый и сложный церемониал. Их пекли дома, в русских печах; их тесто было настолько нежно, настолько переполнено сдобой и пряностями, что могло осесть от громкого шума или крика и тогда — прощай, куличи! Наша мама верила в это и на время, пока подходило тесто, нас, детей, отправляла играть на улицу. А пасхи?! Их было множество сортов: сырые творожные, заварные, сметанные, шоколадные, ванильные... Они высились на столах, похожие на египетские пирамиды, украшенные изюмом, цукатами и яркими искусственными цветами. И, конечно, на столе была и осетрина, красиво нарезанная ломтиками, и розовая кета, а то и семга, и красная кетовая икра и черная паюсная, и заливной судак, и холодец из свиных ножек, и холодная телятина с темными прожилками застывшего желе, и массивный, источавший неповторимый аромат свиной окорок. А пироги!.. А слоеные пирожки и с мясом, с яйцом и рисом, с капустой и с визигой!.. И над всем этим великолепием, среди квадратных салатниц с солеными груздями и маринованными боровичками, с капустой, сквашенной с клюквой, с мочеными яблоками, с брусникой — высились пропеченные в русской печи до золотисто-коричневого загара куличи, изукрашенные цветной сахарной глазурью, со старательно выведенным на верхней корке вензелем «ХВ». А по середине стола возвышалась пирамида раскрашенных яиц, уложенных на нежную зелень специально для этого пророщенного овса. Нам, опростившимся за семьдесят лет полуголодной жизни, и представить себе трудно, какой богатый, по нашим скудным понятиям, пасхальный стол мог позволить себе, на заре нашего жестокого века, простой рабочий или не очень большой чиновник Это был 1913 год, год наивысшего расцвета экономики и демократии царской России, когда множеством партий и общественных групп всех направлений, оттенков и толков издавалась тьма-тьмущая газет и журналов, а ржаной хлеб стоил 2 копейки фунт, а это значит, пять копеек килограмм, мясо 15 копеек, а рабочий не очень сложной профессии, например, плотник, зарабатывал в месяц 50 рублей. Праздник Пасхи — это самый большой и торжественный праздник в году. Он означал, что вместе с наступлением весны кончалась и греховная часть жизни человека: все, что он нагрешил за год, он искупил молитвой и воздержанием во время Великого поста, очистился покаянием на исповеди и приходил к Пасхе обновленным и с надеждой на лучшее. 75 ВОКРУГ СВЕТА |