Танкомастер 1998-02-03, страница 47

Танкомастер 1998-02-03, страница 47

В российских городах и поселках стоит немало солдатских памятников, но на окраине Майкопа подъезжающих встречает скромный мемориал, появившийся совсем недавно. Этот мемориал имеет особую историю: иссеченные осколками бронемашины на постаментах участвовали в памятном новогоднем штурме Грозного в составе 131-й майкопской мотострелковой бригады. Той самой, что 31 декабря 1994 г. вошла в мятежный город «наводить конституционный порядок», имея задачу занять железнодорожный вокзал. Бригада ее выполнила, пробившись к вокзалу и заняв в нем оборону, а потом в течение суток была буквально растерзана и расстреляна противником.

Уже на пути к станции гранатометчики сожгли большую часть приданого танкового батальона. Из 26 танков на узких улочках остались 20, полностью были уничтожены и все шесть самоходных зенитных «Тунгусок», скорострельными пушками которых рассчитывали выбивать засевших на верхних этажах снайперов. Блокированные на вокзале остатки бригады держались под беспрерывным огнем, но подкреплений получить не могли — кругом шел бой, горели машины и отбивались зажатые в кварталах соседи. Двинувшийся на выручку танковый батальон сумел дойти только до товарного двора станции: под огнем в упор среди пакгаузов сгорели все его танки. Больше помощи не было, кончались патроны, и к концу дня 1 января комбриг полковник Иван Савин повел бригаду на прорыв через привокзальную площадь. В этом бою погиб и он, и почти весь его штаб. К окраине группами и врассыпную пробилась неполная рота из тысячи человек, накануне вошедших в город. Некоторым удалось пробраться к своим поодиночке, через неделю сумел выбраться из окру

жения и замкомандира подполковник Валерий Ко-нопацкий — единственный уцелевший из управления бригады.

Почетный караул в память погибших заняли не танки — их и без того почти не осталось в бригаде. Место у бетонной стеллы заняла БМП-2, одна из немногих оставшихся в строю после новогодних боев. «Броня пехоты» наравне с бойцами вынесла драму штурма: из 120 бронемашин 131-й МСБР, вошедших в Грозный, уцелело только 18, спасавших раненых и несших на броне тела убитых. Один из экипажей БМП, зажатый с обеих сторон на мосту, бросил свою машину, ломая перила, с трехметровой высоты в реку — отчаянный прыжок спас всех, машина не утонула и выплыла на окраине города. БМП-2 на постаменте несколько отличается от обычных усиленной защитой башни, прикрытой по бокам толстыми накладными резиновыми экранами — «щеками» от осколков и гранат РПГ, однако не имеет бортовых про-тивокумулятивных щитов и плит на корпусе, входивших в доработочный набор по типу БМП-2Д.

Рядом с БМП стоит бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1. На улицах Грозного было не до ремонта, и созданному на базе Т-72 бронетягачу пришлось побывать в бою вместе с боевыми собратьями. Там, где пушки танков оказывались бесполезными в тесноте улиц, мощная БРЭМ трехметровым отвалом расчищала дорогу, помогая пробиваться среди руин и растаскивая сгоревшую технику, а при отходе бронированный бульдозер рушил заборы и стены на пути, массивным корпусом прикрывая солдат от огня. Избитая БРЭМ, лишенная стрелы грузового крана, вышла к своим и спасла экипаж, сохранив и на постаменте отметины боя.

Фото А.РАЗВОДОВА

ТАНКО jp МАСТЕР

46