Танкомастер 2001-05, страница 42

Танкомастер 2001-05, страница 42

пушечным вооружением — 30-мм автоматической пушкой 2А42 и ПТРК «Конкурс». Модульный принцип компоновки боевого отделения дает возможность оснащать БТР-Т различными комплексами вооружения: 12.7-мм пулеметом НСВТ в спарке с автоматическим гранатометом АГС-17 или 7,62-мм пулеметом ПКТ; двумя двухствольными 30-мм автоматическими пушками 2А38 и т.д. Боевая масса бронетранспортера — 38,5 т. Если учесть, что боевая масса танка Т-55 — 36 т, а танка без башни — 24 т, то можно считать, что почти 14 т сэкономленной массы обращены на усиление броневой защиты. Действительно, БТР-Т бронирован значительно сильнее базового танка, в частности особенно усилено бронирование бортов и днища.

Вместе с тем, размещение вооружения лишь во вращающейся низкопрофильной башне следует признать недостаточным в случае использования БТР-Т в противопартизанских операциях. Такое размещение не позволяет мгновенно реагировать огнем на обстрел боевиков. В кормовой части корпуса вполне можно разместить две дистанционно управляемых пулеметных установки (или автоматических гранатомета) в броневых кожухах, огонь из которых могли бы вести операторы, находящиеся внутри машины ( в базовом варианте в БТР-Т предусмотрены места для пяти человек десанта). Прицельные устройства могут быть выполнены на основе волоконной оптики.

Впрочем, можно пойти по более простому и дешевому пути и в варианте патрульной машины вообще обойтись без боевого модуля, а вооружение разместить по типу все того же израильского «Ахзарита» — скажем на вертлюжных или турельных установках по углам боевого отделения. В условиях горных дорог и вплотную подступающей к ним «зеленки» зачастую наиболее эффективным «прибором наблюдения» становятся человеческие глаза, оставляющие позади любую оптику.

На БТР-Т может навешиваться катковый минный трал с электромагнитной приставкой, что существенно повышает неуязвимость машины от мин и позволяет ей одновременно с патрулированием дорог вести их разминирование.

Кстати сказать, довольно эффективно могла бы использоваться в Чечне в качестве патрульной машины боевая машина разминирования БМР-ЗМ, созданная недавно конструкторами «Уралвагонзавода». И действительно, эта машина имеет защищенность аналогичную базовому танку Т-90, а по днище даже лучше. Последнее выполнено из разнесенных бронелистов различной толщины со специальным наполнителем между ними. БМР-ЗМ оснащен комплексом навесной динамической защиты. Для использования в качестве патрульной машины необходима лишь некоторая доработка вооружения. Штатно БМР-ЗМ вооружена дистанционно управляемым пулеметом НСВТ, в бортах и корме имеются три бойницы для ведения огня из автоматов АКС-74. К этому необходимо добавить вертлюжные установки для пулеметов ПКБ и гранатометов АГС-17 на крыше рубки, что превратит БМР-ЗМ в своего рода штурмовую инженерно-патрульную машину.

На основе всего вышесказанного можно еще раз убедиться, что такой специфический вид боевых действий как противопартизанские операции требует и специфических боевых машин. Совершенно очевидно, что 42-ю мотострелковую дивизию, остающуюся в Чечне на постоянной основе, нелепо вооружать такой же техникой, что и дивизию дислоцированную, например, в Ленинградском военном округе. У них будет абсолютно разный круг задач. Фактически, и 42-я дивизия и внутренние войска в Чечне будут решать аналогичные задачи, для чего им и нужна специальная техника. Но, судя по всему, должно пройти еще 5 — 7 лет войны, прежде чем российское военное руководство это осознает.

15. Результат

подрыва на мине

бронеавтомобиля

Casspir:

повреждения

затронули

только колесо.