Танкомастер 2003-05, страница 7

Танкомастер 2003-05, страница 7

2. Платформа с установленным 40-фунтовым орудием_

3. Общий вид бронепоезда «Йнвинсибл» (HMS Invincible). На фото хорошо видна

импровизированная защита паровоза и различима предпоследняя платформа с установленными на ней

9-фунтовыми десантными пушками

На первый план выдвинулся экипаж самого слабого из военных кораблей Ройял Нэви, находившихся в Александрии. Плавбаза малых миноносцев (носитель минного и торпедного оружия) «Гекла» (HMS Hecla), перестроенная из торгового парохода, имела довольно слабую артиллерию и не была бронирована. При бомбардировке города она использовалась в качестве вспомогательного судна при отряде, обстреливавшем форт Мекс. Но при занятии Александрии и в последовавших боях экипаж «Геклы» оказался в числе самых активных. Так, на береговых укреплениях, которые британцы решили уничтожить, десантники с «Геклы» заклепали или подорвали около 100 орудий! А во время сухопутной кампании командир минного транспорта Артур Уилсон (Wilson, в старых отечественных переводах обычно писали Вильсон) отправил на берег 40-фунтовое орудие и несколько картечниц. Именно из моряков с «Геклы» в основном и состоял экипаж бронепоезда.

Появление этого весьма необычного для своего времени боевого средства связано с тем, что требовалось прикрыть британские позиции со стороны озера Мариут. Первоначальный замысел состоял в использовании флотилии плотов и плоскодонных лодок. но низкий уровень воды в обмелевшем из-за летней жары озере сделал это невозможным. Сталкиваясь с подобными затруднениями, моряки всегда проявляли изрядную изобретательность.

С чем на британском флоте дела обстояли благополучно, так это с личным составом. После того как произошел переход к броненосному судостроению, из-за значительного сокращения числа кораблей отпала извечная проблема — хронический некомплект личного состава. Исчезла необходимость осуществлять насильственную вербовку, и экипажи стали комплектоваться добровольцами. При этом престиж

морской службы был весьма высок. В начале 80-х годов XIX в. в связи с расформированием части экипажей резерва, вызванным сокращением расходов на флот, желающих попасть на корабли первой линии стало еще больше. К тому же, служба на Средиземном море для английских моряков считалась очень почетной. Все это обеспечивало командирам кораблей определенную свободу в подборе личного состава. Поэтому в распоряжении Уилсона оказались хорошо подготовленные профессионалы, особенно это касалось артиллеристов.

Участие в боевых действиях давало офицерам возможность получить награды, продвижение по службе и внеочередные звания, а младшим командирам и рядовым — повышенное денежное содержание и карьерный рост. Нельзя забывать и о возмущении, которое вызвали у британских военных (в том числе и у рядовых моряков) учиненные египтянами убийства и грабежи.

Среди командиров кораблей особо отличился кэп-тен Джон Фишер, командовавший мощнейшим броненосцем «Инфлексибл». Впоследствии Фишер стал Первым морским лордом, реформатором британского флота и создателем знаменитого «Дредноута». В Александрии он руководил десантными силами, состоявшими из королевских морских пехотинцев и откомандированных с кораблей на берег матросов. Войскам не хватало тяжелого вооружения.

Кэптен Фишер не растерялся. Поскольку к югу от Александрии имелось много железнодорожных линий, совместно с Уилсоном он разработал и собрал импровизированный бронированный (по старой российской терминологии — блиндированный) поезд, оказавшийся очень удачным. Уилсон и Фишер выдвинули идею забронировать поезд для переброски отрядов вплотную к противнику. Начали с самого

ТАНКО МАСТЕР

6