Танкомастер 2003-05, страница 8

Танкомастер 2003-05, страница 8

простого: машину и котел паровоза защитили мешками с песком. К локомотиву присоединили две платформы, закрытые взятыми из корабельных запасов железными листами и мешками с песком. На платформах установили три картечницы: одну системы Норденфельда и две — Гатлинга. Для своего времени скорострельные картечницы (не забывайте — пулеметов в современном значении этого слова еще не имелось на вооружении ни в одной армии мира) были достаточно грозным оружием.

Формально бронепоезд вступил в строй 26 июля 1882 г. и оставался в строю около двух месяцев. За это время он претерпел немало изменений, превратившись из «гадкого утенка» в настоящую боевую единицу. Так, еще на одну платформу установили морскую десантную дульнозарядную 9-фунтовую пушку (позднее на платформе располагались два таких орудия). С помощью специального приспособления эти пушки можно было быстро и достаточно легко выгрузить на землю, а затем вернуть на платформу. Огневая мощь импровизированной «крепости на колесах» дополнялась винтовками — примерно 200 «синих курток» (жаргонное название британских моряков), Они располагались на других платформах, прикрытых мешками с песком и котельным железом, обеспечивающим защиту от пуль. Но главное усиление огневой мощи было впереди.

Первыми боями, в которых принял участие бронепоезд, можно считать события конца июля. После того, как 29-го числа были восстановлены взорванные арабами пути у железнодорожного узла Маллаха, потребовалось обеспечить их сохранность со стороны Александрии. Британский отряд в составе роты «ездящей» пехоты, двух рот морских пехотинцев и одной пехотной роты при поддержке бронепоезда двинулся на сближение с передовыми отряда

ми арабов. Верные Араби-паше силы состояли из батальона пехоты и двух кавалерийских эскадронов, позже к ним на подмогу подошли еще два батальона пехоты и кавалерия. Орудие и ракетная установка, доставленные египтянами, пытались вывести «чудо на колесах» из строя и сделали по нему несколько выстрелов, не причинивших никакого вреда.

Результат этого то ли наступления, то ли рекогносцировки оказался положительным. Несмотря на значительное численное превосходство противника, британские войска смогли обезопасить себя от нападения арабов, что вскоре позволило наладить нормальное функционирование оказавшейся в их руках железной дороги. А бронированный поезд признали не просто «игрушкой». Его сочли чрезвычайно полезным и решили увеличить огневую мощь «сухопутного корабля». На платформе было установлено 40-фунтовое орудие с «Геклы», защищенное большим железным щитом. Обычно эта платформа располагалась в голове поезда, а орудие могло вести огонь прямо по курсу. Локомотив с тендером разместили в середине состава, при этом защиту паровоза дополнили рельсами и подвешенными (их не укладывали, а именно подвешивали) мешками с песком.

4 августа 40-фунтовка была выгружена с бронепоезда и использована для обстрела укрепленных египетских позиций у Мариота. Интересно, что по мнению англичан обстрел оказался весьма успешным, несмотря на немалое для того времени расстояние почти в 6000 ярдов (1 ярд — 0,9144 м).

Бронепоезд также поучаствовал в бою у железнодорожной станции Маллаха 5 августа. После ряда мелких столкновений генерал-майор Арчибальд Алисон решил предпринять некий «поход», точную цель которого определить довольно сложно. Формальным поводом послужили сведения, что арабы

4. Бронепоезд тот же - название другое. На щите 40-фунтового орудия видна надпись «ГЕКЛА» (HMS HECLA)

5. Моряки в пустыне. Именно такие 9-фунтовые пушки стояли на открытой платформе бронепоезда