Танкомастер 2006-07-08, страница 8

Танкомастер 2006-07-08, страница 8

противостоящие им «панцерваффе», советские бронетанковые войска не смогли переломить ход боевых действий. Хотя следует сказать, что встреча с неизвестными ранее типами советских танков оказалась для противника неприятным сюрпризом. Особенно, когда выяснилось, что штатные противотанковые средства оказались против них бессильны.

Если «под рукой» у противника не оказывалось крупнокалиберной артиллерии, и наступающие Т-34 имели хоть какую-то поддержку своей пехоты, то немецким солдатам приходилось туго. «В результате появления у русских этого нового танка пехотинцы оказались совершенно беззащитными... В районе Вереи танки Т-34 как ни в чем не бывало прошли через боевые порядки 7-й пехотной дивизии, достигли артиллерийских позиций и буквально раздавили находившиеся там орудия. Понятно, какое влияние оказал этот факт на моральное состояние пехотинцев». Эти строки взяты из мемуаров генерала Вермахта Гюнтера Блюмент-рита. Но такие эпизоды, к сожалению, не делали погоды. Противник, хотя и с трудом, но смог выработать более или менее действенные методы борьбы с нашими танками.

С осени 1941 г. армия получила еще одну модификацию «тридцатьчетверки»: «Т-34 танк-истреби-тель». От базовой модели машина отличалась вооружением: вместо 76,2-мм орудия была установлена 57-мм пушка ЗИС-4, созданная КБ завода №92 под руководством В.Г. Грабина на основе 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2. Таким образом надеялись повысить возможности танка по борьбе с бронеобъектами. В июле 1941 г. орудие, смонтированное на танке Т-34, прошло полигонные испытания и была поставлена с сентября того же года в производство на заводе №92. Но завод успел выпустить лишь 42 пушки ЗИС-4, а далее последовало распоряжение о прекращении производства ЗИС-2, а заодно и ЗИС-4. Причин было несколько: высокая сложность производства орудий с таким длинным стволом, низкая живучесть ствола, малое

осколочное действие 57-мм снаряда, недостаток боеприпасов данного калибра, а главное — отсутствие достойных целей на поле боя. Даже на расстоянии свыше 1,5 км пушка пробивала броню любого немецкого танка. На более близких дистанциях (на которых обычно и идет танковый бой) 57-мм снаряд пробивал большинство танков Вермахта насквозь.

22 танка-истребителя были выпущены до середины октября на заводе №183 (рис. 22), еще 20 машин изготовил СТЗ (рис. 23). Танки приняли участие в битве под Москвой.

С началом боевых действий возросла потребность действующей армии в новых машинах, поэтому на первом же заседании Государственного Комитета Обороны СССР (ГКО), состоявшемся 1 июля 1941 г., было принято постановление №1, согласно которому к производству танков Т-34 привлекался завод №112 «Красное Сормово» в г. Горький. В то же время для обеспечения полной загрузки сборочного конвейера завода № 183 выпуск ряда узлов и агрегатов машины был организован на Харьковском тракторном заводе.

Являясь головным предприятием по производству Т-34, завод №183 наращивал выпуск танков, перейдя на работу в две смены по 11 часов. Напряженный труд давал свои результаты: если в июне месячная программа выпуска составила 170 танков, то уже в августе цеха покинуло 266 боевых машин. Но линия фронта неумолимо приближалась к городу, и 15 сентября 1941 г. руководство завода получило приказ об эвакуации в Нижний Тагил на вагоностроительный завод (УВЗ). Через три дня ушел первый эшелон с заводским персоналом и уникальными станками для подготовки организации производства на новом месте. Эвакуация предприятия продолжалась в течение месяца: 18 октября ушел последний состав с заводским оборудованием и деталями танков. После чего саперы взорвали заводские цеха и не подлежащее вывозу оборудование завода. Тем не менее даже в таких условиях, буквально до последнего дня, предприятие продолжало выпускать столь необхо

5. Т-34/76 «Челябинские КОЛХОЗНИКИ)», построенный на пожертвования крестьян Челябинской области. Воронежский фронт, 96-я танковая бригада, февраль 1943 г. (АВЛ)