32. Антони Гауди, страница 11

32. Антони Гауди, страница 11
Антони Гауди

Библиотека мемуаров

ПРИРОДА КАК ОБРАЗЕЦ ДЛЯ АРХИТЕКТУРЫ

Стиль модерн возник во второй половине XIX века. Считается, что архитектура модерна впервые появилась во Франции, где это направление называлось «ар нуво» («новое искусство»), и оттуда проникла в Испанию, где новое течение стало именоваться «модернизмом». Для него характерен отказ от строгих прямых линий в пользу более естественных, «природных», изгибов. Гауди считается одним из самых ярких представителей модерна. К его знаменитому чувству пространства прибавлялось желание достичь гармонии с природой, ландшафтом. Общеизвестно его утверждение, что в мире есть две идеальные формы — дерево и облако.

В 1898 году Гауди приступил к работе над церковью в Колонии Гуэля — рабочем поселке под Барселоной. Проект интересен необычными техническими решениями опорной структуры. Гауди изготовил модель, подвесив к ее потолку на проволоке свинцовые шары. Затем он

сфотографировал их, перевернул снимки вверх ногами и раскрасил их акварельными красками. В итоге получился набросок удивительного проекта арки.

Гауди был верующим человеком и считал, что природные законы, в том числе закон всемирного тяготения, созданы Богом, а значит, человек не должен думать, что они ограничивают его возможности. Нужно не обходить их, а искать способ заставить их работать на себя. Экспериментируя с проволочными каркасами, архитектор рассчитывал нагрузку на несущие опоры, создавая иллюзию преодоления законов физики. Многие из найденных им решений нашли применение в строительстве собора Саграда Фамилия. Благодаря «методу подвешивания» Гауди отыскивал пути к воплощению своего стремления следовать в строительстве природным формам.

щие на его идеи. По своему характеру он относился к тем людям, кто на пути к цели не остановится ни перед каким препятствием. Он часто посещал библиотеку, где по фотографиям и рисункам изучал работы известных архитекторов.

К тому времени фотоискусство уже оформилось, но технология фотографии еще оставалась достаточно примитивной — например, было невозможно увеличивать или уменьшать снимки. В библиотечных материалах по архитектуре встречалось много полномасштабных чертежей. Книги рассказывали о зданиях самых разных исторических эпох и стран. Гауди почти поселился в библиотеке. В то время его очень увлекли пещерные монастыри в области Каппадокия, на территории современной Турции. Гауди завораживали фотографии зданий, ведь постройка в реальности и на чертежах — совсем не одно и то же!

Несмотря на разногласия с преподавателями и загруженность работой, Гауди все же довел учебу до конца. Проекты — в том числе большой фонтан в парке Сиутаделья — при всей своей необычности были безукоризненны. По легенде, в 1878 году директор училища при выпуске сказал о Гауди: «Кто знает, кому мы даем диплом — гению или сумасшедшему?»

< Наибольший вклад в развитие фототехнологии принадлежит братьям Люмьер. Именно они изобрели повсеместно используемую ныне цветную пленку.

▼ Триумфальная арка у северного входа в парк Сиутаделья. Создание ее было приурочено к открытию к Всемирной ярмарке в Барселоне в 1888 году.

ЕШ