32. Антони Гауди, страница 16

32. Антони Гауди, страница 16

II

Жизнь и эпоха
Саграда Фамилия

С чего все началось?

Имя Гауди ассоциируется у большинства людей в первую очередь с собором Саграда Фамилия. Идея проекта принадлежала книготорговцу Жозепу (Хосе) Марии Бокабелье, основавшему в 1866 году «Духовную ассоциацию почитателей святого Иосифа». В 1882 году по его предложению было принято решение о сооружении собора Святого семейства (Саграда Фамилия).

Первым архитектором храма стал профессор Франсеск Вильяр, преподававший в Высшей технической школе архитектуры. Именно он в свое время высоко оценил проект фонтана на Пласа Каталония, предложенный студентом Гауди. Зная об ограниченности средств на постройку, Вильяр согласился работать над проектом бесплатно.

В то время Гауди экспериментировал с так называемым «мудехарским», или «мавританским», стилем. Мудехары, то есть арабы, — мусульманское население Пиренейского полуострова, насильно обращенное в христианство

в XII—XVI веках. Именно в этой стилистике Гауди успешно работал при постройке Дома Висенса.

В один прекрасный день в 1883 году между Бокабельей и Вильяром возник спор по поводу материалов для будущего собора, закончившийся уходом профессора с проекта. Бокабелья предложил своему другу Марторелю заменить Вильяра. Тот отказался, но порекомендовал своего ассистента, с которым он к тому времени проработал три года, — Антони Гауди.

В отличие от своего предшественника, Гауди стал не добровольцем, а приглашенным специалистом, и, соответственно, его труд оплачивался. В ноябре 1883 года он был утвержден в качестве главного архитектора Саграда Фамилия. Этот заказ означал общественное признание таланта Гауди. Ему шел 32-й год.

Вильяр задумал построить храм Саграда Фамилия в неоготическом

ж Гауди (слева, в центре) рассказывает о ходе строительства Саграда Фамилия кардиналу Рагонези (справа, в центре) и барселонскому епископу Ройгу (второй справа).

Ч Хронология

ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА ГАУДИ

Всю жизнь Гауди старался расширить возможности архитектуры. Уже в своих ранних работах, тяготевших к стилю мудехар, — например, в Доме Висенса, Усадьбе Гуэля и Эль Каприччо, — он экспериментировал с кирпичом и облицовкой. На тот момент вершиной его исканий стал Дворец Гуэля. Параболические арки, являющиеся характерной чертой проектов Гауди, были впервые применены при возведении помещений второстепенного значения, а во Дворце Гуэля с их помощью найдено архитектурное решение главного входа в здание.

Саграда Фамилия стал главным делом Гауди уже в молодые годы. Из-за недостатка средств строительство шло с перерывами, и в промежутках между работой над собором архитектор занимался другими своими проектами. Эти «добавочные» заказы приносили Гауди новые идеи и решения, которые он затем использовал в Саграда Фамилия. Метод поиска структуры здания через опыты с проволочными каркасами и подвешенны

Основные работы Гауди

1878—1879 Фонари на Пласа Рейаль

1878—1885 Здание кооператива в Матаро

1883—1888 Дом Висенса

1883—1885 Эль Каприччо

1884—1887 Усадьба Гуэля

1886—1890 Дворец Гуэля

1889—1893 Епископский дворец в Асторге (не завершен)

1889—1890 Школа святой Терезии

1898—1900 Дом Кальвета

1898—1915 Крипта в Колонии Гуэля (не завершена)

Отель в Нью-Йорке (не реализован)

Школа при соборе Саграда Фамилия

Необычные дымоходы на крыше Дома Мила. Отсутствие перил по периметру крыши вызывает у поднявшегося наверх человека легкое чувство головокружения.

ми грузами, отработанный при строительстве церкви в Колонии Гуэля, Гауди применял при проектировании внутренних помещений собора.

Жилые постройки Дома Кальвета, Дома Батло и Дома Мила считаются одними из лучших образцов творчества Гауди. Каждая из этих работ настолько своеобраз-

на, что трудно поверить, что все они принадлежат одному автору. За Дом Кальвета (1898—1900), выполненный по мотивам испанского необарокко, Гауди получил ежегодную премию муниципалитета Барселоны. Похожий на гигантского ящера, Дом Батло (1904—1906) представляет собой удивительное, почти сюрреалистическое, сочетание устойчивости и текучести форм как во внешнем оформлении здания, так и во внутренней его планировке. Эту идею Гауди развил, разрабатывая проект Дома Мила (1906—1910). Автор хотел увенчать здание, кажущееся порождением потустороннего мира, огромной скульптурой Богоматери с младенцем, но заказчик, опасаясь реакции радикальных антирелигиозных групп, настоял на отказе от этого замысла.

Отработанные на данных проектах технические приемы Гауди довел до совершенства при строительстве Саграда Фамилия. Интерес к методикам архитектора и в наши дни по-прежнему высок.