97. Екатерина II, страница 29Екатерина II4 Памятник Екатерине II в Петербурге работы скульптора М. О. Микешина. ▼ Памятник Петру I у Михайловского замка в Петербурге. зации классических произведений привели к созданию почти иконописного кинообраза этой мудрой правительницы. Однако в исторических исследованиях еще в досоветский период, несмотря на давление цензуры, сформировалось и более взвешенное — при этом часто негативное — представление о Екатерине II и ее деяниях. Начало такому подходу положил тот же Пушкин, однажды назвавший царицу «Тартюфом в юбке». Реформаторы и охранители Наследие Петра Великого можно понимать и воспринимать по-разному подчеркивать реформаторскую сторону его деятельности, делать упор на экспансии, на расширении империи или же выделять ее консервативную составляющую стремление отстроить здание российской государственности и отстоять ее незыблемость. Нетрудно заметить, что Екатерина II является скорее носительницей именно реформаторского начала, в то время как Павел I начала охранительного. Коль скоро образ Петра I в общественном мнении ассоциируется роде на Неве появился лишь в 2003 году — во дворе Михайловского замка... глазах потомков Этому не следует удивляться. Екатерина II правила Россией более 34 лет, в то время как Павлу I удалось продержаться у власти немногим более четырех лет: в марте 1801 года он пал жертвой последнего в российской истории дворцового переворота. Пришедший к власти Александр I заявил, что при нем все будет так же, как при его бабушке. В итоге представление потомков о Павле I оказалось во многом сходным с образом его отца Петра III, сформированным Екатериной II: Павел I выглядел как взбалмошный самодур; ходячее недоразумение, которое, к счастью, удалось быстро устранить путем цареубийства... Между тем, в литературе XIX века долгое время культивировался образ доброй «матушки царицы» Екатерины II: ему отдали дань и Александр Пушкин в «Капитанской дочке», и Николай Гоголь в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Впоследствии экрани
|