99. Михаил Ломоносов, страница 16

99. Михаил Ломоносов, страница 16
Жизнь и эпоха

Влиятельный академик

Новый университет

В июле 1754 года Ломоносов, видя неэффективность Академического университета, выступил с идеей создания высшего учебного заведения, впрямую не связанного с Академией наук. Это привело к возникновению Московского университета. Подготовленный Ломоносовым проект был подан графом Иваном Шуваловым в Сенат и 12 января 1755 года утвержден Елизаветой Петровной.

26 апреля в здании бывшей Главной аптеки произошла торжественная церемония открытия Московского университета, в котором первоначально имелись философский, юридический и медицинский факультеты, а также гимназия для будущих студентов. Занятия начали проводиться летом того же года.

На фабрике

Ломоносов в эти годы с головой ушел в хлопоты, связанные с организацией работы стекольного завода и художественной мастерской для создания мозаик. Параллельно приходилось заниматься разнообразными академическими делами, а также столь насущными проблемами, как создание иллюминации в день празднования тезоименитства царицы.

Ломоносов получил участок земли в Усть-Рудице близ Ораниенбаума. Фабрика начала свою работу уже в феврале 1754 года. Обучив молодых крепостных крестьян работе со стеклом, Ломоносов принялся искать художников, способных создавать мозаичные картины. Ему удалось добиться перевода на свою фабрику учеников Академической рисовальной

▼ Парк в Ораниенбауме — пригороде Петербурга, ныне носящем имя «Ломоносов».

школы Матвея Васильева и Ефима Мельникова, ставших создателями большинства ломоносовских мозаик. Сам он талантом художника не обладал, но, прекрасно изучив свойства цветного стекла, мог дать весьма ценные советы тем, кто непосредственно «выстраивал» мозаики. К работе на фабрике он также привлек шурина Иоганна Цильха.

Во второй половине 1750-х годов на фа брике Ломоносова были созданы портреты Петра I, его дочери Анны Петровны, великого князя Петра Федоровича, графа Петра Шувалова, императрицы Елизаветы Петровны.

Член канцелярии

В 1755 году, опираясь на поддержку Шувалова, Ломоносов перешел в наступление на академическом фронте. Во «Всенижайшем мнении об исправлении С.-Петербургской Академии наук» он подверг жестокой критике состояние дел в Академии в целом и в Академическом университете в особенности. Из-за этого он жестоко поругался с асессором Тепловым. Получив выговор от президента Академии Разумовского, Ломоносов обратился к императрице с прошением избавить его

Мозаичный портрет Петра Ивановича Шувалова, видного политика, двоюродного брата Ивана Шувалова. Работа выполнена художниками в созданной Ломоносовым мастерской.

Версия

ФАБРИКА В УСТЬ РУДИЦЕ

Ораниенбаум — городок, возникший возле дворцового ансамбля, созданного Александром Меншиковым и Петром III, — ныне носит имя «Ломоносов», хотя сам ученый там никогда не жил.

Причина этого заключается в том, что неподалеку от Ораниенбаума Ломоносов в 1754 году основал свою знаменитую стекольную фабрику. Используя труд крепостных крестьян, он в течение короткого срока наладил там производство бисера, бус, стекляруса и мозаичного стекла (смальты). На следующий год фабрика выпускала также «галантерейные изделия» — граненые камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года из разноцветного, по большей части бирюзового, стекла изготавливались уже более слож

ные изделия — столовые сервизы, туалетные и письменные приборы. Затем в продаже появились другие предметы роскоши — дутые фигуры, цветники, украшения для садов, литые столовые доски.

Однако все эти изделия почти не находили спроса: Ломоносов оказался недостаточно оборотистым предпринимателем. Он возлагал большие надежды на государственные заказы — в частности, на серию масштабных мозаик, посвященных деяниям Петра Великого. Из них была завершена и сохранилась до наших дней лишь знаменитая «Полтавская баталия».

В 1768 году, вскоре после смерти Ломоносова, фабрику в Усть-Рудице закрыли.

КО