99. Михаил Ломоносов, страница 24Исторические параллелиРусские и немцыШироко распространенное представление о Ломоносове как о борце с немецким засильем в российской науке является по меньшей мере однобоким. На самом деле в стенах Российской Академии наук происходили столкновения характеров, которые невозможно классифицировать по национальному признаку. s- Заступник Феофан Прокопович (1681—1736) Михаил Ломоносов еще в юности показал себя человеком, готовым ради поставленной цели пойти на самые отчаянные шаги. Знаменитый эпизод поступления в Славянолатинскую академию, когда он скрыл свое крестьянское происхождение, является далеко не единственным примером такого рода. В 1734 году картограф Иван Кирилов, отправляясь в казахские (тогда их называли киргизскими) степи, желал включить в состав экспедиции священника. Ломоносов, узнав об этом, изъявил готовность принять сан и для пущей убедительности под присягой заявил, что «отец у него города Холмогорах церкви Введения Пресвятыя Богородицы поп Василий Дорофеев». Между тем, в Московском синодальном управлении, прежде чем утвердить кандидатуру Ломоносова, проверили эту информацию. Когда обман открылся, возникла реальная угроза исключения завравшегося студента из Академии и примерного его наказания, вплоть до пострижения в монахи. Это дело стало известно вице-президенту Синода Феофану Прокоповичу, который заступился за Ломоносова, добившись того, чтобы проявившему незаурядные способности крестьянскому сыну позволили беспрепятственно доучиться до конца. Феофан Прокопович — один из немногих крупных деятелей Русской Православной Церкви, поддержавших начатые Петром I преобразования. Преподаватель Киево-Могилянской академии, он познакомился с царем в 1706 году, когда от имени киевлян обратился к Петру I с приветственным словом. После этого получивший высочайшее одобрение Феофан Прокопович начал быстро продвигаться вверх по служебной лестнице: в 1711 году он стал ректором Киево-Могилянской академии, а в 1715 году был вызван в Петербург. Там он по поручению Петра I подготовил теоретическую базу для ликвидации института патриаршества и создания Синода — государственного органа, осуществлявшего с 1721 до 1917 года руководство Русской Православной Церковью. ШП |