Юный Натуралист 1969-06, страница 3

Юный Натуралист 1969-06, страница 3

2

Ю И1 ьп ш

НАТУРАЛИСТ

6 Научно-популярный журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина

Журнал основан в 1928 году

Или плыл по Сороти, распахивая руками прохладную воду. Кругом зеленели нивы, блестели окна в усадьбе, высилось городище Воронич. И быстрая счастливая мысль: ведь и он мог так плыть — у лица белая лилия, плеск воды под рукой.

Подходил я ночами к древнему городищу Воронич. Вся гора в длинных пахучих травах. От холодной земли поднимаются тайные силы, от цветов, от камней, шевелящихся светлых звезд. И будто времени нет, и мой древний предок подогнал сюда легкий челн, выгрузил рыбу и прилег отдохнуть: на горе — скрип тележных колес, крики и песни, а он, безымянный, прижал к земле свое ухо, слушает, как тихие корни уходят в гору, а цветы устремляются к звездам.

В то лето я просыпался по ночам и бродил в сухих сосняках по мутно белевшим проселкам. И не Пушкин, не он подходил к туманным озерам, а я сам. И что-то писал в перепачканном смолою блокноте.

Остановился я в деревне Савкино у бывшего лесника Авдея Григорьевича. Старик хозяин с невидящими бледно-голубыми глазами сидит у вечереющего окна. Внук его Алеша примостился на маленькой скамеечке, и оба они перебирают проросший картофель: вынимают из корзины клубень, обрывают с него бледные, водянистые ростки, кидают в ведерко.

— Дедунь, а дедунь, ты когда лесником был, ты молодой был?

— Я-то? А как же. Лесником, Алешка, молодым быть нужно. Ноги нужно иметь молодые, глаза. Чтоб примечать, где дуб, где осинка, где тропинка какая. Глаза молодые нужны.

— А хорошо молодым быть?

— Молодым-то? А как же. Молодым всегда хорошо быть.

— Не горюй, дедунь, вот стану я молодым, пойду в лесники заместо тебя. Все хозяйство приму. Ты мне только скажи, где ягод побольше. Люблю я ягоды собирать. Я и тебе приносить стану. А ты расскажи-ка мне сказку про птицу-валеш-ника.

— Про валешника? Не слыхал я такой сказки. Про петушка золотого знаю. Про царя Салтана. Про Руслана да про Людмилу. А про валешника не слыхал.

— Есть, есть и про валешника. Мне Васька Резников говорил. Летает, говорит, она ночами, красная птица валешник. Кто увидит ее, все желания исполнятся. Врет, нет Васька?

— Васька-то твой? Да нет, не врет. Летает сейчас ночами валешник. На зорях его увидишь. Как утро блеснет, конец его лету. А чтобы желания вызывать, этого я не знаю.

— Не, дедунь. Васька говорит, если увидишь, загадать успеешь, все и будет. Мне птица валешник ой как нужна! Чтоб вырасти поскорее и хозяйство принять. Я, дед, лесником буду. Я когда молодым-то буду, я тебя на руках носить стану. Ты мне про валешника доскажи, как его увидать. Может, ухватить придется.

— Да что! Сейчас вечер небось. Ступай ты к Савкиной горке. Как темнеть начнет, жди. Только первые звездочки покажутся, смотри — полетит валешник.

— Ну ладно, дедунь, теперь дров наколю, печь истоплю — грейся.

Алеша наколол дров большим топором, развел огонь в плите, дед подсел поближе к теплу, а Алеша надел пальто, шапку, вышел на крыльцо.

Небо над ним было красное, осины красные, железные крыши. Алеша постоял на крыльце и пошел к лесу. На Савкиной горке было темно, но он не боялся. Стоял, глядя на красное небо, думал о деде, который раньше был молодым, зорким. Он стоял, думал и, когда снова взглянул на небо, увидел, что по нему бесшумно несется большая красная птица. Она летела над его головой плавно, быстро, выставив тонкий нос. Алеша провожал ее глазами, пока она не скрылась за соснами.

Когда он вернулся домой, дед все еще сидел перед печкой. Красное пламя разлилось по его морщинам, руки казались вырезанными из красного дерева.

— Дедунь, хорошо тебе, тепло? Ты скажи, я еще дров подложу.

И Алеша присел рядом с дедом на расколотое полешко, стал смотреть на огонь. В печи летали красные птицы, бились о темный свод, и Алеше хотелось скорее вырасти, потому что ему казалось, что тогда-то и начнется для него самое интересное и важное в жизни.