Юный Натуралист 1972-04, страница 40

Юный Натуралист 1972-04, страница 40

38

мои Ундоры хуже Карпат? Нет, не хуже!»

Ундоры — небольшое село, окруженное со всех сторон лесом, только с одной стороны находится река Волга. Около Ундор Волгу называют Куйбышевским морем. Перегороженная плотиной Куйбышевской ГЭС, в этом месте Волга так разлилась, что и правда похожа на море. По берегам Волги находятся два дома отдыха, где всегда очень много отдыхающих. Летом по берегам Волги стоят одни палатки, в которых живут туристы из Казани, Куйбышева и Горького.

В лесу бьет из недр земли источник лечебной воды. Раньше он был засорен и малоизвестен, но в настоящее время его вычистили, проложили тротуары. Около источника построили завод по производству минеральной воды «Волжанка». «Волжанку» теперь пьют даже в Москве.

В Ундорах жил декабрист Ивашев, которого сослали на каторгу. Вокруг дома, в котором жил Ивашев, есть парк. Он уже состарился. Мы, ученики нашей школы, пополняем парк молодыми деревцами.

Я горжусь, что родился и вырос в Ундорах. Но еще больше горжусь тем, что Ундоры находятся в 45 километрах от родины Владимира Ильича Ленина — города Ульяновска.

Вот они какие, Ундоры, — небольшое село на Волге.

АЛЕКСАНДР ЧИСТОВ

Село Ундоры

Плыви, рыба!

Есть у нас на реке Луге, в Ленинградской области, остров. Называется он Большой (назвали его так из-за его размеров). Весной, в половодье, вода заливает остров, а на нем есть ямы. Рыба туда заходит, а когда вода спадет, там и остается. Я со своими друзьями Сашей и Сергеем Семеновыми ловим эту рыбу сачками и выпускаем обратно в Лугу.

Ленинград СЕРЕЖА КУЗЬМИН

— Хоттабыч! Хоттабыч! Да куда же вы запропастились?

— О, не мешай мне слушать! О, прикажи этим девочкам и мальчикам еще усладить слух мой своими рассказами. И знай, лучше они самых чудесных сказок.

— Я с вами абсолютно согласен. Од

нако у меня к вам важнейшее поручение.

— Говори, я слушаю и повинуюсь.

— Нельзя ли срочно доставить сюда Айболита?

— О, я пошлю за ним редчайшее из редчайших изобретений — ковер-самолет.

— Не посылайте. Я здесь! И позволю возразить: ковер-самолет не столь уж редкое изобретение. Им отлично пользуются. Послушайте, что расскажет нам кандидат биологических наук Владимир Григорьевич Ковалев.

На ковре-самолете

Если развернуть скрученный осенний лист, часто можно найти внутри какое-нибудь мелкое насекомое — жучка или наездника, а иногда целую дружную компанию насекомых. Нетрудно догадаться, что они собрались в лист на зимовку.

Однако нередко сухой лист становится для своих квартирантов чем-то вроде ковра-самолета. Резкий осенний ветер может унести листок очень далеко, иногда на несколько километров. Крепко вцепившись в лист коготками, вместе с ним путешествуют и насекомые. Такие путешествия иногда кончаются печально, но чаще путешественники на ковре-самолете приземляются благополучно.

Полеты на листьях — очень важный способ расселения на новые места для плохо летающих или совсем не летающих насекомых. Если бы не было разных способов расселения, такие насекомые, быстро уничтожив все подходящие для еды окрестные растения, погибли бы с голоду.

Кое-кто предпочитает полет на семенах. Особенно далеко разлетаются семена с крылатками, как у,-клена или березы, или с пуховыми парашготика-ми — например, у одуванчика.

Интересный летательный аппарат у личинки одного из видов комариков — галлиц. Эта личинка — маленький червячок, настолько маленький, что поселяется внутри семечка одуванчика. Когда семечко созревает, червячок he выходит наружу, а улетает вместе с ним на парашютике, доверив свою судьбу капризному ветру. Такой полет внутри семени, конечно, удобнее, чем на поверхности листа. Когда парашютик плавно опустится на землю, червячок превращается в комарика и уже на собственных слабых крылышках летит на поиски новых растений одуванчика.