Юный Натуралист 1972-10, страница 38

Юный Натуралист 1972-10, страница 38

37

вом конец «веревки» и крепко затягивает петлю.

У настоящих ткачиков ткут гнезда самцы. Самки лишь отделывают интерьер готового дома, выстилая сферический «пол» мягкими материалами, а под крышей сплетают «потолок» — очевидно, дополнительную защиту (теплоизоляция) от тропического солнца. Каждый самец плетет гнезда для нескольких самок, а затем покидает их, предоставив самим высиживать и выкармливать в уютном доме потометво.

Живущие в саваннах ткачики селятся на деревьях большими колониями — до сотни гнезд на одном баобабе или акации. Каждое висит на конце ветки, и издали все вместе они похожи на большие плоды.

Всякое строительство начинается с заготовки материала. Отщепив клювом узкую полоску от листа пальмы, ткачик летит и тянет ее за собой, а затем отрывает нужного размера заготовку.

Общественные ткачики силами многих семей сооружают общий многоквартирный дом. На крепких суках большого дерева (теперь нередко и на телеграфных столбах!) укладывают они ветки и траву — растет вширь и ввысь некое подобие соломенной крыши. Диаметр старых, много лет надстраиваемых гнезд общественных ткачей бывает до трех и даже пяти метров. Птицы поколение за поколением, десятки, иногда и сотни лет живут в них, пока под тяжестью их дома не рухнет на землю сук вместе со всей постройкой.

Снизу, под общей крышей, располагаются отдельные квартиры для каждой семьи.

Семейство астрильдов (украшенных, или кроваво-красных гкачиков) составляет 125 видов. Живут они в Африке, Южной Азии, Австралии. Птицы эти изумительной расцветки: ярко-красные, желтые, синие, черные, зеленые и многих других оттенков. Тона сочетаются удивительно красочно, изящно и со вкусом, не так «вульгарно», как, скажем, у попугаев. Многие из астрильдов, например африканские амаранты, модны сейчас у любителей как комнатные птицы.

Гнезда у астрильдов как у настоящих ткачиков, но менее сложного плетения. Кроме тех, в которых птенцов выводят, птицы строят гнезда и для совместных ночевок. И вот еще что интересно. Воду пьют (во всяком случае, некоторые австралийские астрильды) не как, скажем, куры или воробьи, с каждым глотком поднимая от воды голову, а сосут ее, погрузив в воду весь клюв.

У птенцов астрильдов в углах рта — желтые, белые, голубые, иногда окаймленные черным кольцом круглые бугорки, а на

небе, языке и по краям клюва — черные точки и полосы. Рот хорошо заметен в полумраке гнезда, тем более что у многих астрильдов эти разноцветные бугорки, отражая лучи, светятся в темноте. Но у птенцов разных видов астрильдов сочетания цветов и основные тона украшений рта разные. Не одинаков цвет и голой кожи тела или густого пуха, особого звучания писк и крик и непохожие манеры вертеть головами, выпрашивая корм.

Казалось бы, своих птенцов, наделенных столь четкими опознавательными знаками, отличить от чужих подкидышей астриль-дам нетрудно. И никакая кукушка их не проведет. Но... »

Почему природа так благосклонна к паразитам? Какими только хитрыми ухищрениями не наделила их. У птенцов каждого вида ткачиков-вдовушек во рту и на теле такие же знаки и подобия, как у юных астрильдов именно того вида, заботам которого они вручают свое потомство.

Удивительные птицы вдовушки! Их 15 видов, и все паразиты. Гнезд не строят. Подбрасывают яйца в гнезда астрильдов. Причем, если у кукушек широкий выбор птиц-воспитателей, здесь узкая специализация: птенцов каждого вида вдовушек воспитывают астрильды тоже одного како-го-нибудь вида. Местами гнезда этих птиц заполнены чужими подкидышами до отказа.

Казалось бы, при такой паразитической нагрузке астрильды обречены на скорое вымирание. Так бы, конечно, и случилось, если бы птенцы вдовушек расправлялись с детьми своих приемных родителей, как кукушата. Но здесь иначе дело поставлено: не убивают и не выбрасывают птенцы-вдовушки своих малых соседей по гнезду, а мирно с ними кормятся родительскими приношениями. Вместе растут и после вылета из гнезда некоторое время живут дружной стайкой. Тут важное в их жизни совершается обучение: птенцы запоминают песни своих приемных родителей. Позднее, повзрослев, самцы вдовушек поют те же песни! А самки только с теми самцами вступают в брак, которые поют, как и те астрильды, в гнездах которых они выросли, и лишь в те гнезда подбрасывают позднее яйца, владельцы которых поют знакомые им с детства мелодии.

Гнездовой паразитизм в семействе тка-чиковых, кроме вдовушек, практикуется еше лишь у одного вида — ткача-кукушки. Но у него нет ни узкой специализации в выборе определенных гнезд, ни подражания птицам-воспитателям в окраске птенцов и пении самцов.

И. АКИМУШКИН,

кандидат биологических наук