Юный Натуралист 1973-01, страница 19

Юный Натуралист 1973-01, страница 19

СКРЕЩЕННЫЕ БИВНИ

Впервые я услышала, что кто-то изучает поведение слонов, на одной конференции в Найроби. Биолог Иэн Дуглас Хэмильтон уже несколько лет следил за поведением этих животных в национальном парке «Озеро Маньяра».

«Вот бы и нас туда пригласили, — подумала я. — Предложили бы Тони там поработать».

Вскоре после этого к нам приехал один из тех редких радиоспециалистов, которые не только умеют обращаться с хитроумной аппаратурой, но и сами делают ее. Его звали Говард Болдуин. Он работал вместе с Иэном в Серенгети, подвешивал радиопередатчики львам и гиенам. Львы спокойно относились к передатчикам, а вот гиены либо освобождались от непривычных предметов, либо калечили их.

Интересы Говарда во многом были близки исследованиям Тони. Оба они занимались регистрацией физиологических функций с помощью радиопередатчиков. Говарда больше увлекала техническая сторона, а Тони, как физиолог, применял аппаратуру, чтобы изучать непосредственные реакции животных, их приспособление к окружающей среде. Трудная задача. Ведь слоны дви

гаются быстро и совершают большие переходы. Передатчик на слоне позволил бы день и ночь следить за стадом и его повадками.

И Говард, и Иэн Дуглас Хэмильтон нуждались в помощи Тони. Только он мог усыплять животных — иначе не подвесишь передатчик на зверя, который в жизни не видел такого предмета. Кроме того, Тони был ветеринар.

Иэн Дуглас Хэмильтон выбрал для своей базы самое красивое место в Африке. Он давно уже изучал слонов. Я спросила его, всегда ли он так смело подходил к слонам.

— Что вы, — ответил он с мальчишеской, немного озорной улыбкой. — Когда я только начинал работать — бросался наутек, стоило слону покачать головой.

Только на четвертый месяц Иэн разобрался, что слоны его просто пугали. Все это время Хэмильтон присматривался к слоновьим стадам, искал способ различать слонов, не применяя меток.

— Они ведь совсем разные, — заверял он меня. Мы как раз подъехали на машине к группе слоних и слонят. — Глядите.

И он показал нам Боадику — она воз