Юный Натуралист 1973-03, страница 8

Юный Натуралист 1973-03, страница 8

10

Мне нужно было собрать несколько кли-ноцер для музея. Но как это сделать? Сачок моментально намокнет в воде, а если хватать мушек пальцами, легко раздавить их нежные тельца. Я решил попробовать накрывать клиноцер на камнях широкой пробиркой. Ох и нелегкая же это оказалась работа! Стоило приблизиться к насекомым на расстояние метра, как они исчезали, словно по мановению волшебной палочки. Я ушел, но через четверть часа снова был у водопада, и снова увидел клиноцер на камне, и снова спугнул их неосторожным движением. Стоит ли удивляться: половину головы насекомого занимают огромные выпуклые глаза. От таких глаз не укроется малейшее движение и спереди, и с боков, и даже сзади. И все же, несмотря на всю осторожность мушек, мои старания увенчались успехом: несколько наколотых на булавки клиноцер красуется в коллекции. Позже я нашел их в других местах Кавказа, потом в Карпатах. Теперь надо внимательно изучить этих мушек. Может быть, кавказские клиноцеры относятся к совсем новому виду, еще не известному ученым.

Я старался ловить ровно столько клиноцер, сколько нужно для научной работы, не больше. Смелость и отвага всегда вызывают уважение, даже если это смелость мухи. Вначале я думал, что тельце и крылышки клиноцеры покрыты жиром и вода с них скатывается. Я ошибся. Брошенная в воду клиноцера ловко взлетает прямо с водной поверхности, но если ее подержать секунду-другую в воде, крылышки склеиваются и прилипают к брюшку. Мухе нужно по крайней мере полчаса приводить себя в порядок, чтобы обрести прежний задорный вид. Значит, вода так же опасна для клиноцеры, как и для любой «сухопутной» мухи! Можно представить, сколько бед подстерегает клиноцеру в каждую минуту жизни. Нужно непрерывно следить, чтобы водяные струи не подхватили ее крошечное тельце, не унесли в водоворот и не разбили о камни. Ни секунды покоя, вся жизнь в риске, напряжении, опасности. Но факт есть факт: дом клиноцеры—водопад. Здесь же, в бешеных струях ледяной воды, живут под камнями маленькие белые червячки — ее личинки. Здесь клиноцера находит себе пищу.

Мелкие насекомые: тли, комарики, мушки — часто по неосторожности падают в воду. Погибшие или еще живые, подхваченные бурнылф течением воды, увлекаются они к водопаду, а там становятся добычей клиноцер. Заметив своими чудесными глазами мчащееся невесть куда насекомое, клиноцера бросается к нему, выхватывает из воды длинными ногами, а потом не спеша съедает на мокрой скале. Каким образом умудряется она выловить добычу

из водоворота, не попав туда сама, до сих пор неясно, потому что человеческий глаз не в состоянии уследить за ее воздушными маневрами. Только скоростная киносъемка ответит на этот вопрос.

Может быть, кое-кто скажет: все это, конечно, интересно, но стоит ли тратить время на поиск и изучение клиноцер. Нам, людям, какая от них польза или вред? Польза есть, причем большая. Клиноцеры— враги наших врагов—мошек.

Мошками часто называют самых разных мелких насекомых, но это неверно. Настоящие мошки — это серые или черные горбатые насекомые, обычно меньше, но потолще комаров. Подобно комарам, мошки нападают на людей и скот и сосут кровь. Прогнать комара нетрудно, он и предупреждает о своем появлении громким писком, и хорошо заметен, и укус его сразу почувствуешь. Мошки гораздо коварнее. Они подлетают к нам незаметно, беззвучно. Часто забираются в рукава и за воротник. Слюна мошки действует на кожу, как эфир перед уколом. Ее укус совершенно нечувствителен. Только когда кровосос обильно пообедает вашей кровью и, не поблагодарив, улетит, появится боль от укуса. А на другой день кожу украсят нестерпимо чешущиеся красные волдыри.

Добавим к портрету этой крылатой нечисти последний штрих: мошки переносят опасные болезни людей, скота и домашней птицы.

Мошки встречаются только близ текучей воды, потому что в ручьях и быстрых речках проходит развитие их личинок. Личинки сидят под камнями или на песчаном дне и часто совершают вместе с водой далекие путешествия. Тут-то их и настигают клиноцеры. Стоит мелькнуть в водяной струе беленькой личинке или куколке мошки, как клиноцера срывается со своего наблюдательного пункта, и путешествие мошки заканчивается досрочно. Иногда мне приходилось видеть у водопадов настоящий заслон из клиноцер, пограничную стражу, выстроившуюся на пути кровососов. Не ленятся клиноцеры ловить и взрослых мошек, осмеливающихся пролетать мимо.

В научных журналах то и дело появляются сообщения о боевых подвигах клиноцер. Оказывается, они ведут борьбу с мошками и у берегов Ледовитого океана, в далекой Аляске и у ручьев, стекающих с обожженных солнцем скал Алжира. Теперь мы знаем, что клиноцеры есть и на Кавказе. Конечно, и здесь выполняют ту же полезную работу эти маленькие серые мушки — самые смелые насекомые на свете.

В. КОВАЛЕВ,

кандидат биологических наук