Юный Натуралист 1973-06, страница 36

Юный Натуралист 1973-06, страница 36

50

не показывался, а в прибрежной траве было много зеленых лягушек и жуков-пла-вунцов, за которыми охотилась серая цапля.

Сергей с Шуркой узнали о новом озерке случайно. Когда начала поспевать земляника, поставили они в сарай свои ореховые удилища и отправились в старый сосновый лес. Хотели ребята пересечь лесную поляну, а там вода. На следующий день пришли Сергей и Шурка сюда с удочками. Но клева не было. Только покачивал ветер изумрудную осоку и белые из гусиного пера поплавки. А когда возвращались домой, Шурка вдруг сказал:

— Давай наловим мальков на Кривом озере и выпустим в это лесное болотце, а через год там знаешь какие караси вырастут!

Сережка отыскал дома «Справочник рыбовода», и ребята прочитали, что двухгодичный карась весит примерно граммов пятьсот. Теперь, если на Кривом озере им попадались мелкие карасики, они уже не выпускали их, как раньше, а сажали в ведерко с водой. На следующий день ведерко относили в лес. Так они выпустили в лесное озерко сотни две мальков, но о своих рыбоводных опытах никому не говорили. Боялись, чтобы не узнал дядька Хрущ.

Сергей с Шуркой всю зиму ходили бить лунки. Пока лед был тонкий, ребята рубили его небольшим топориком, а после Нового года Шурка сделал из обрезка трубы настоящую пешню.

Но однажды в воскресенье, когда установились солнечные февральские деньки, Сергей не зашел за Шуркой, как обычно, и Шурка, захватив лыжи, побежал к нему. Сережка сидел за столом, уткнувшись носом в «Справочник рыбовода».

— Что же ты не собираешься! — закричал Шурка.

— Да, понимаешь, Шурка, оказывается, лед можно было и не рубить, мы с тобой про карпа читали, а про карася вот здесь, в конце написано.

Шурка взял книгу и прочитал, что золотые караси зимой зарываются в ил и остаются живыми, даже если водоем промерзнет до самого дна. Кроме того, карась растет значительно медленнее, чем карп, и, конечно, о полукилограммовых карасях, которых они собирались летом ловить в лесном озерке, нечего и думать. А в малых прудах, если не хватает корма, а карасей много, они вообще почти не растут.

На лесное озеро Сергей больше не ходил, а Шурка как-то в конце мая, когда вода прогрелась, попробовал там рыба

чить. Сначала попались ему два маленьких карасика, и уже хотел Шурка возвращаться домой, но тут зацепилась рыбешка покрупнее и метнулась к траве. Однако Шурка вовремя натянул леску, вытащил небольшого зеркального карпа. Больше Шурка не стал забрасывать. Схватил рыбу, удочку оставил на берегу и побежал к Сергею.

Ребята никак не могли понять, откуда взялся карп в лесном озерке, и на следующий день отправились к Тарасу Ве-чорке.

Обрадовался Вечорка гостям. Сварил настоящую рыбацкую уху, поставил на стол миску с сотовым медом. А когда внук рассказал ему, как карась в зеркального карпа превратился, старый Вечорка улыбнулся и сказал:

— Отдохните, ребятки, после обеда, а потом и своего рыбовода увидите.

Солнце спряталось за дубовой рощей. Ворон, который живет на кривой сосне, увидел это и подал сигнал. Другой ворон, сидевший на разбитой молнией груше возле избушки Тараса Вечорки, ответил ему. Сергей и Шурка проснулись, выбежали на крыльцо.

Дед подвязывал Помидоры на огороде.

— Где же твой рыбовод? — закричал Сергей.

— Да вон, только что прилетел, — показал Вечорка на стоявшую среди скошенной осоки большую серую цаплю. — Днем цапля на лесные озера летает, — продолжал дед, — а ночует у меня. Весной к ее длинным ногам прилипли икринки и полетели вместе с цаплей на ваше болото. А летом вывелись из икринок мальки карпа. Вот так и появляется рыба в лесных озерах, и, если б не птицы, жили бы там только водяные пауки да лягушки. Ну а теперь, ребятки, берите лейки. Солнце заходит — самое время помидоры поливать.

А. Морозов

ПРИСПОСОБЛЕН НЕЦ

Наш «газик» пробирался по долине в предгорьях Восточного Кавказа. Неказистая дорога, на которой отчетливо виднелся след арбы, но не было ни одного отпечатка резиновой шины, то взбегала на гребни невысоких отрогов, то снова спускалась вниз, петляя по промоинам и овра