Юный Натуралист 1974-01, страница 9

Юный Натуралист 1974-01, страница 9

7

«слышим», или, говоря точнее, нам кажется, что мы их слышим.

Такое явление ложного восприятия не так уж редко. Можно привести много примеров, когда какое-нибудь очередное «шестое чувство», выступившее под чужой личиной, воспринимается нами как привычное слуховое или даже вкусовое ощущение.

Американский ученый Клайд Ингальс выяснил: многим людям, находившимся в зоне действия радарных установок, казалось, что луч радара жужжит как пчела, только еще тоньше. Испытуемым затыкали уши ватой, но те продолжали слышать звуки.

Американский ученый Генри Пухарич провел очень интересное исследование. Оно показало, что люди ощущают как звуки радиосигналы очень высокой частоты. Испытаниям подверглись 32 человека. Все они, когда на них подействовали волнами этой частоты, «слышали» без каких-либо приборов не только музыку и пение, но и человеческую речь. И вот что любопытно. Радиосигналы звучали даже для тех, у кого органы слуха были поражены настолько, что они не услышали бы и пушечный выстрел, раздайся он рядом.

Все это свидетельствует о том, что электромагнитные излучения могут восприниматься как звуковые, хотя они и не имеют ничего общего со звуковыми колебаниями и не затрагивают барабанную перепонку уха.

Генри Пухарич убежден, что отдельные радиочастоты способны вызвать в мозгу даже цветные образы.

Некоторые исследователи полагают, что электромагнитные волны воздействуют непосредственно на нейроны мозга. Пухарич, например, даже указывает место, где воздействие это особенно велико. Другие же утверждают: все дело в том, что синапсы — так называют соединительные элементы нервной клетки — способны работать как

полупроводниковые диоды, вроде тех, что употребляются в транзисторных приемниках. Ну а если это так, то клетку можно считать микрорадиоприемником.

Есть мнение, что дело тут в нервах, ответственных за передачу сигналов от органа чувств в соответствующий участок мозга. Для доказательств ссылаются на результаты некоторых опытов.

Экспериментаторы подсоединяли тоненькими проволочками слуховой нерв кошки к динамику. После этого достаточно было сказать или даже прошептать что-нибудь на ухо кошке (кошка в это время находилась под глубоким наркозом — спала), динамик исправно воспроизводил все звуки. Ухо здесь работало в качестве микрофона. Нервы и проволочки передавали нервные импульсы, а динамик превращал их в звуковые колебания. И люди слышали то, что слышала бы кошка, если бы не находилась в глубоком сне.

В другом эксперименте к динамику подсоединяли нервные волокна, идущие от глаза лягушки. Свет воздействовал на глаз, который превращал световые колебания в нервные импульсы, и динамик заставлял звучать то, что видел лягушачий глаз.

Мы очень мало знаем о способности живых организмов узнавать о событиях внешнего мира, минуя обычны^ пять чувств. И нужно думать, когда мы ьобольше узнаем о них, сможем создать «электрические уши» и «электрические глаза». Одни приборчики будут сообщать глухим об окружающем мире. Их можно будет настраивать

на разные частоты и выключать, скажем, когда человеку захочется побыть в тишине.

Другие помогут слепым. Искусственные глаза можно будет настраивать избирательно — переключать на телескопическое зрение, микроскопическое, телевизионное, нормальное.

Фантастика? Не очень!

К. Иосифов