Юный Натуралист 1974-09, страница 15

Юный Натуралист 1974-09, страница 15

14

мощью электронных микроскопов и ультрацентрифуг. Миллионы кропотливых

анализов, многолетнее упорство, радость находок и разочарование неудач селекционеров. Горький опыт засух и суховеев, упорная битва за обильные урожаи... Все слилось воедино, чтобы вырастить траву-мураву, без которой немыслимо животноводство. Шипит ли на ско-

|вородке аппетитная яичница, льется ли из крынки густое молоко — начало у продуктов животноводства одно: растения. И конечно, список полезных кормовых растений все время растет. Вот один лишь пример.

Специалисты Всесоюзного научно-исследовательского института каракулеводства считают, что в список культурных трав пора включить кейреук — дикую солянку. Она не боится ни холода, ни засухи, может расти и на твердых глинистых такырах, и на каменистых склонах, и на слабо-засоленных песках, дает урожай сена до тридцати центнеров с гектара. Это в пустыне-то. И сено притом такое, что всем животным оно нравится. Словом, кейреук — сущая находка. Только sot как его сеять, ведь ветер пустыни быстро сдует вспаханную перед посевом землю? Сеять надо с помощью... самого ветра. Сперва осторожно посеять солянку тридцатиметровыми полосами, оставляя между ними вдвое большие нераспаханные промежутки — тогда, если даже с распаханных полос частицы почвы ветер унесет на нераспаханные. там они и застрянут. А как только семена созреют, ветер разнесет их по всему участку, так что вскоре на нем свободного от зарослей клочка земли не окажется. И что особенно приятно, кейреук — растение многолетнее, раз посеял, пятнадцать-двадцать лет собираешь урожай.

Больше растений, хороших

и разных, — больше надо и земли под луга и пастбища. Землю не очень удобную надо превратить в удобную, плодородную. Срыть кочки да чахлые кусты. Осушить луга заболоченные, подкормить их удобрениями, посеять отборные семена клевера, тимофеевки, овсяницы, мятлика. Да после сева тяжелыми катками прикатать землю, чтобы ветер и дождик не унесли, не смыли семена и частички почвы. А там, где земля холмами и оврагами спус-кается-подымается, там особенно много забот и хлопот. Если землю на склонах всю сплошь вспахать, то весенние и летние ливни унесут безвозвратно самый лучший, самый плодородный слой почвы. Вот почему пашут полосами в двадцать-три-дцать метров шириной, а между ними оставляют такие же полосы нетронутой земли. Прием простой, да хитрый.

Плуги и сеялки, катки и сушилки. Какая только техника не собирается воедино, чтобы вырастить травинку-былинку! Может быть, не стоит? Может быть, пусть она сама растет? Без ухода, без надзора, без подготовки? Нет, все эти заботы-хлопоты необходимы. Положил в землю удобрений на один рубль — выгоды получил три рубля. Подготовил землю как следует — двадцать, тридцать, пятьдесят лет будешь хороший урожай собирать. Позаботился о семенах отличного качества — вырастишь травы в пять-десять раз больше, чем с дикого луга. Но мало собрать урожай. Его еще и сохранить надо.

Совсем недавно в обиходе животноводства появилось слово «сенаж». Коротко сказать — это консервы из травы, которая чуть провялена, подсушена. И нарезана на кусочки. В хранилищах, без доступа воздуха, травяные консервы отлично сохраняются.

Но и про сено нельзя забывать.

Нехитрая с виду операция — заготовка сена, а на деле требует полчищ разнообразных машин. Даже прежде, готовя корм одной-единственной буренушке, крестьянин брал на вооружение целый набор инструментов — косу, грабли, вилы, лестницу и, конечно, телегу. А сейчас на луга приходит многочисленная рать механизмов, снабженная зубьями, вентиляторами, гидроцилиндрами и рычагами. Тракторная косилка оставляет за собой полосу свежескошенной травы шириной в шесть метров. Да и движется она вперед достаточно стремительно. Еще бы, ее ножи стригут траву, делая своими зубчиками в одну минуту более тысячи движений. Поистине скоростная техника. И не только скоростная, но и широкозахватная. Тракторные грабли раскинули свои пружинистые руки на пятнадцать метров. Траву убирает комбайн с вполне подходящим именем «Вихрь». А где земля настолько влажная, что буквально хлюпает под ногами, кажется, ни пройти, ни проехать, работает комбайн. вооруженный шиооки-ми гусеницами. Прессует сено в тюки пресс-подборщик. Сушит траву, дробит ее в муку, сам в мешки засыпает. Целый завод!

Во всем мире не перестают думать над тем, как бы усовершенствовать, изменить, сделать еще более удобным и быстрым такое стародавнее занятие человека, как приготовление сена.

Присмотримся повнимательнее к сенокосилкам. Огромные тракторные косилки хороши на тех лугах, где от края другой край не увидишь. А ведь сколько у нас полянок в лесах, сколько приовражных склонов, просто дорожных насыпей, где радуют глаз сочные травы! Только к ним с громоздкой техникой не подступишься.