Юный Натуралист 1975-06, страница 9

Юный Натуралист 1975-06, страница 9

7

САЛЮТ, ПОБЕДА!

ЕСТЬ У ПОДВИГА ИМЯ

Легенды, как правило, безымянны. Эта родилась весной сорок четвертого, когда на помощь. Советской Армии, стоявшей на пороге города, пришли партизаны, ударившие по врагу с тыла. С каждым днем эти удары становились все ощутимее, приводили в бешенство фашистское командование, которое решило во что бы то ни стало уничтожить подземные очаги сопротивления. В ход пускались все средства: минировались подходы к катакомбам и выходы из них, отравлялась вода в колодцах, под землю пускали газ.

Однажды к одному из выходов в катакомбы села Кривая Балка привезли арестованного партизанского разведчика. Совсем еще юного. Мальчишку. Подпирая штыками, приказали вести к партизанской стоянке. И он повел... Рассказывали, что уже после освобождения города мальчишку нашли в одном из дальних штреков, заколотого штыками. Имени его никто не знал. Знали только, что целый немецкий отряд, который он увел в катакомбы, так и не вышел на поверхность.

Поиски красных следопытов позволили восстановить истину. Легенда перестала быть безымянной. Имя мальчишки из подвига — Трсфим Прушинский.

Когда на родную землю пришла война, Тоня учился в пятом классе. Отец-шахтер с началом оккупации спустился под землю партизанить. Сын категорически заявил что будет вместе с ним. На все возражения отвечал: пригожусь.

И пригодился. Глазаст был и не по летам дерзок. Вместе с дружками снимал замки с орудий на вражеских батареях. Передавал донесения. Ходил в разведку.

В ту ночь группа, в составе которой был и Прушинский-старший, уничтожила в селе гаубичную батарею и 15 гитлеровцев. Наутро на поверхность ушел Прушинский-младший. Задание имел — посмотреть, что делается в селе.

На поверхности было неспокойно. В село нагрянул карательный отряд. Хватали ни в чем не повинных людей. Во время очередной облавы схватили и его.

Допрашивали долго. До самого вечера. Избитого до полусмерти, бросили в сарай. Утром повели к балке. Сказали, покажешь, где партизаны, будешь жить.

В балке было два выхода. Через один прямой путь на базу. Другой, в нескольких сотнях метров, тупиковый: долго человеку, с подземельями незнакомому, ходить, пока не выберешься на поверхность. Он повел отряд во второй. В этот самый час на окраинах города гремели бои. Советские войска вступали в Одессу.

В. Мигицко