Юный Натуралист 1976-03, страница 11

Юный Натуралист 1976-03, страница 11

9

Гнездо спасают только хорошая маскировка да чрезвычайная осторожность самой наседки, которая, сходя с яиц, аккуратно прикрывает их пухом, никогда не подлетит к нему с воздуха и не поднимется прямо с гнезда, а, крадучись в траве, осторожно отойдет от него и так же незаметно возвратится.

Чтобы погубить выводок уток, не обязательно разорять гнездо, забрать яйца или переловить птенцов. Иногда достаточно рассекретить гнездо, спугнуть наседку. Торопливый взлет испуганной птицы тотчас замечают вороны, сороки и другие любители яиц, которые, лишь уйдет человек, непременно посетят это место.

Но даже если этого не случится, испуганная птица не всегда продолжает насиживание и уж, конечно, не сядет на гнездо, если ее спугнули несколько раз. А много ли найдешь таких участков, где утка может просидеть положенные 24—30 дней, не потревоженная косарями, рыбаками, туристами или пасущимися животными?

Положение кажется безвыходным. Нельзя же, в самом деле, запретить людям гулять, купаться, ловить рыбу и заниматься хозяйственной деятельностью в тех местах, где гнездятся утки. И все-таки есть возможность сохранить дичь даже в самых густонаселенных местах.

Зоологи Латвийской академии наук провели интересный опыт. На озере Энгуре, берега которого заполонены отдыхающими и рыболовами, где ходят стада коров, есть несколько маленьких островков. Их-то и сделали заповедными. Туда не стали пускать людей, там теперь не пасут скот, не косят траву. Мало того, постарались сделать островки как можно более привлекательными для уток.

Заметили, что птицы предпочитают селиться на островках, где нет больших деревьев и даже кустарников, из-за которых может внезапно появиться враг. Пришлось расчистить заповедные островки от излишней растительности. Утки любят устраивать гнезда в куртинах прошлогодней жухлой травы, но избегают сплошных зарослей, где нелегко передвигаться и с трудом пробивается свежая зелень. Чтобы угодить привередливым квартирантам, стали выкашивать травы полосами и куртинами: наседки хорошо обозревали местность, а гнезда были укрыты. Выяснилось, что сплошное кольцо камышей вокруг острова мешает птицам находить его, так как утки не прилетают туда, а приплывают. Пришлось проделывать в камышах специальные дорожки-прокосы.

Не только специалисты-орнитологи, но и многие добровольцы — любители природы и даже охотники, сменившие на этот случай ружье на топор и косу, заботились о новоселах.

Птицы заселили заповедные островки с невиданной ранее плотностью. За несколько лет эти уголки природы превратились в густонаселенные колонии диких уток, где не пропадал буквально ни один метр площади.

Палочки-вешки с номерками, которыми исследователи отмечают каждое гнездо уток, встают над островками частой порослью] У натуралистов, кольцующих птиц, появились знакомые утки: широконоски, свиязи, красноголовые нырки и кряквы. По нескольку лет выводят они птенцов в одних и тех же местах. А их молодое поколение, как правило, возвращается на родной островок, чтобы поселиться вблизи родительского гнездовья.

Как -то, когда спала вода, бульдозеры вблизи островков нагребли кучи из песка и гальки. Вначале эти искусственные островки освоили крачки, а затем, когда выросла трава, там поселились и утки. Любопытно, что взаимное соседство с крачками оказалось для них выгодным. Дружные быстрокрылые крачки первыми замечают ворон, луня или иного пернатого и прогоняют врагов от гнезд.

Другой интересный опыт провели сотрудники Дарвинского заповедника на Рыбинском водохранилище. Двадцать лет назад на территории заповедника гнездилось всего три-пять пар гоголей-уток, которые высиживают птенцов в дуплах деревьев. Оказалось, им недостает жилья. Вот почему так мало там этих красивых уток.

Попробовали построить для гоголей искусственные гнездовья-гоголятники.

Успех пришел, конечно, не сразу. Пришлось много повозиться, пока новые квартиры понравились уткам. Нужно было учитывать все их пожелания: леток должен быть повернут в сторону воды, так как птицы замечают дуплянку, преимущественно подплывая к берегу. Внутренняя часть искусственного гнездовья должна быть не гладкой, строганой, а шероховатой, и вешать домики нужно с небольшим наклоном к летку, иначе утята не смогут выбраться из гнезда.

Первые годы птицы побаивались искусственных сооружений. Из сотен дуплянок заселяли лишь единичные. Но после того как у храбрецов вывелись гоголята и на следующую весну они все вместе вернулись на родной водоем, дело пошло на лад. Птицы бесстрашно обследовали приготовленные людьми гнездовья, выбирали из них

вашей помощи

2 «Юный натуралист» N° 3