Юный Натуралист 1977-01, страница 25

Юный Натуралист 1977-01, страница 25

23

любитель. Разве мог косолапый упустить возможность полакомиться!

Но не так-то просто было добраться до соблазнительных сотов. Сильно шлепнув увесистой лапой несколько раз по стволу липы и прислушавшись к «тону» звуков от ударов, зверь понял, что дерево не сломать, и начал грызть. Сначала облетела темно-серая шершавая KOipa, оголив желтый луб, потом ярко забелела живая влажная древесина. В нетерпении и азарте медведь сначала ворчал, потом коротко взревел раз, другой, третий и, наконец, закричал громко и зло, резко дергая ствол липы.

Пчелы набросились на грабителя дружно и ожесточенно. Медведь отмахивался то одной, то другой лапой, упрямо добиваясь своей цели. Потом замахал обеими, а рев его перешел в высокий и обиженный вой. Не выдержав бурной атаки многотысячного пчелиного войска, самоотверженно защищавшего свой дом и плоды неустанных трудов, медведь, окруженный гудящим клубком крохотных истребителей, с отчаянным криком помчался... прямо на меня.

Я знал, что белогрудый медведь на людей не нападает, но, опасаясь, что мне от пчел тоже может не поздоровиться, вскочил со своего камня, громко крикнул: «Куда лезешь, косолапый!», для надежности крепко ударил палкой по стволу дерева и замахал руками. Увидев нового недруга, косолапый взревел еще громче и обиженнее и буквально вскочил на большой кедр.

Усевшись на толстый сук, медведь одной лапой обнял дерево, а другой, отбиваясь от одиночных пчел (остальные потеряли его при столь неожиданном маневре), чесал изжаленную морду и недовольно посматривал на меня «с высоты своего положения». Было видно, что и там, в кроне кедра, зверь был как дома.

Я отступил, спрятался в густом кустарнике и наблюдал за неудачником еще несколько минут. Немного успокоившись, медведь осторожно, вроде бы пятясь, сполз с кедра и опрометью кинулся вниз по склону горы. Вероятно, к речке, чтобы умыться, охладиться и уменьшить боль от многочисленных укусов.

А теперь время поближе познакомиться с нашим героем. Прежде всего это типичный медведь. Как и хорошо нам известный бурый, он плотного сложения, неуклюж, на толстых и сильных ногах. Когда ходит, немного косолапит. Бродит зверь в зеленом таежном сумраке, старательно вынюхивая все на своем пути, легко переворачивая многопудовые валежины и камни, разрывая муравейники и просто кучи хлама. Посмотришь издали — медведь медведем. А подойди он поближе, и замельтешат в голове сомнения.

Во-первых, он не так неуклюж, как бу

рый медведь, и, пожалуй, красивее, стройнее. У него, как у борца, развиты плечевой пояс и грудь, ноги подлиннее и передние сильнее задних. Голова с оригинальной остроносой мордой, сравнительно большими округлыми ушами и широким плоским лбом. А самое главное, почему можно всегда и надежно отличить белогрудого медведя от бурого, — это его блестящая черная шерсть, а на груди большое ослепительно белое пятно, напоминающее летящую чайку или латинскую букву V. Пятка, или хвост, этого пятна — на груди, у лап, а крылья тянутся к шее, как бы стремясь обнять ее.

Белогрудый медведь лишь родственник бурому, к тому же не очень и близкий. Это совсем другой зоологический вид млекопитающих с мудреным латинским названием «Урсус тибетанус». Сходство этих двух видов медведей примерно такое же, как у тигра с леопардом. Строго научное название вида — белогрудый, или азиатский черный медведь.

Обитает этот интересный зверь в Юго-Восточной Азии вплоть до Гималайских гор и чуть ли не до экватора. На юге советского Дальнего Востока — в Амуро-Уссу-рийском крае — находится самая крайняя северо-восточная часть его ареала. В нашей стране его больше нигде нет. А для уссурийской тайги белогрудый медведь так же интересен и характерен, как тигр, харза или пятнистый олень.

По численности он значительно превосходит своих экзотических соплеменников: на одной тысяче квадратных километров типичной уссурийской тайги гималайских медведей около ста, а то и больше, а на том же участке тигров всего два-четыре, да и харз не более двух десятков. В Приморском крае сейчас обитает 4—7 тысяч белогрудых медведей. Они живут и на юге "Хабаровского края, и даже в юго-восточной части Амурской области.

Белогрудый медведь размерами гораздо меньше бурого. В Амуро-Уссурийском крае бурые медведи иногда достигают веса в 400—500 и даже более килограммов, а их черные родственники редко бывают тяжелее 200—220 килограммов. И тем не менее это крупный зверь: все-таки два центнера не шутка!

«Белогрудка» по-медвежьи силен, и вместе с тем он очень ловок и поворотлив. Если вам посчастливится увидеть его на арене цирка, вы сами убедитесь, что это настоящий гимнаст и акробат. Он красиво прыгает, ходит по канату на задних ногах и вниз головой, проворно бегает на коньках. При своей ловкости и незаурядной сообразительности езду на велосипеде и даже мотоцикле осваивает удивительно быстро.

Пожалуй, самой характерной чертой ги