Юный Натуралист 1977-02, страница 14

Юный Натуралист 1977-02, страница 14

л

^ ^ ^ ^ ^ ^

ЛИТОВСКАЯ ССР

решили идти к плотикам сразу же после школы.

валюс Карпавичюс и его неизменные друзья — Альмантас Багдонавичюс и Аль-фредас Тишерокис — учатся т каунасской средней школе № 6. Школа эта знаменита своими добрыми делами на весь город. «Ажолинас» — так называется парк, над которым шефствуют ребята. По-литовски это значит «Дубки». И нет в парке ни одного необжитого дуба — на каждом скворечник или дуплянка. И какие! Обложенные сухим мохом или сосновой корой, комфортабельные, нарядные и в то же время неприметные. Жить в таких домиках синицам и скворцам одно удовольствие.

Горожанин «Ажолинас» — младший брат большого Дубравского леса, что под Каунасом. Лес разбит на квадраты, закрепленные за пионерскими отрядами. Штаб зеленого патруля внимательно следит, чтобы не было в лесу пустых, безжизненныхмест. Все ли птичьи домики заселены? Навещают ли лоси, пятнистые олени, кабаны, зайцы «лесные столовые»? Да, заселены, Да, навещают, и с завидным постоянством! В этом легко убедится каждый, кто ступит в Дубравский лес...

Валюс, Альмантас и Альфредас тоже лесовики.

И все же главная страсть неразлучных друзей — птицы. На орнитологической станции Вентес-Рагас, куда каждую весну приезжают друзья, их научили методике подсчета птиц в пролетных стаях, кольцеванию. Легко определяют они пернатых по силуэту, полету, голосу или гнезду. «Жувинтас» — известный в Литве птичий заповедник. Каких, кажется, птиц не встретишь там1 И каждую из них знают ребята.

Нет, не мог ошибиться Валюс! Поэтому так и спешат ребята к своим плотикам. Тут необходимо маленькое отступление. Школа, где они учатся, стоит над самым Неманом. Несколько лет назад его пере

городила плотина. Образовалось Каунасское море. А под плотиной всю зиму дымится незамерзающая полынья — излюбленное прибежище разных уток.

Плотики придумали давно. Чтобы наглые и хитрые вороны не отбивали корм у неповоротливых уток на суше, его кладут на специальные фермы. Потом на тросах спускают на воду, а здесь утки полновластные хозяеза.

Полынья дышала паром. Радостно выгребая против живой, бегущей стремнины, кинулась навстречу ребятам прожорливая и ликующая утиная стая. Нетерпеливый стук крыльев по воде, яростно разинутые клювы, толчея, брызги, гам...

— Смотрите, смотрите! — крикнул вдруг Валюс.

iB пасмурном, хмуром небе вспыхнули две белые точки. Сомнения быть не могло. Так летят только лебеди. Разом, в лад рассекали воздух белоснежные крылья. Сильные, царственно прекрасные шеи вытянуты в струну, плотно прижаты к телу лапы — ничто не мешало гордому и стремительному лолету.

И расступились старожилы-утки, почтительно уступая место чудным белокрылым красавцам.

Так поселилась в Каунасе, на Немане, первая пара диких лебедей, неся всем радость и праздник.

Уметь считать

(Извечен вопрос, который стоит перед полеводами, — как сажать: реже или чаще? Посадишь чаще — больше взойдет растений на поле. Но не будет ли им тесно? Хватит ли солнца и питательных веществ? Тогда, может, реже? Опять сомнения. Хоть и крупнее будут плоды, но меньше соберешь их... Не было бы накладно.

А если взять и посчитать? И ребята из Чякишской средней школы взя