Юный Натуралист 1977-05, страница 44

Юный Натуралист 1977-05, страница 44

птицы с

РАНЕ

Июльской ночью 1942 года от замаскированного причала Мурманска отошли два небольших судна. Незамеченными вышли они из Кольской губы и, прижимаясь к скалистому Терскому берегу, поплыли на восток.

Команда на судах выглядела странно. Солдатские гимнастерки, гражданские ватники, пилотки, шапки-ушанки, ботинки с обмотками и живописные рыбацкие сапоги с широкими голенищами — все можно было увидеть здесь. На палубах стояли зенитные пулеметы, а груз в трюмах был совсем не военный — бухты прочного ма-нильского троса, доски, ящики с парафи ном и с обычной древесной стружкой. Суда несли на бортах мирные названия: «Исследователь» и «Осетр». Но вместе они составляли боевую единицу, известную в штабах под названием 6-го Особого дивизиона.

Командир дивизиона Лев Осипович Бе-лопольский стоял на мостике «Исследователя» рядом с опытным полярным капитаном Петром Андреевичем Полисадовым и нетерпеливо поглядывал то на небо, то на близкие скалы, возле которых вскидывались валы океанской зыби. Мысли Бело-польского все время возвращались к Мурманску.

Это было время, когда фашисты окончательно убедились, что города им не взять, и решили сжечь его. Тысячи кассет с зажигательными бомбами полетели на деревянные дома, тысячи фугасок обрушились на тех, кто пытался тушить пожары. Положение Мурманска, и без того тяжелое, стало угрожающим. Город испытывал огромные трудности. Особенно в продовольствии. На службу фронту было поставлено все. В тундру отправлялись бригады охотников. Рыбаки уходили в море и, отбиваясь от фашистских самолетов, ловили рыбу. Для снабжения фронта, для госпиталей, для населения города.

И Белопольский тоже ходил в тундру ловить куропаток. К тому времени он был связан с Севером уже восемнадцать лет. Его страстью была орнитология. В 1932 году Лев Осипович Белопольский плавал на «Сибирякове» во время знаменитого похода, открывшего Северный морской путь, в 1933 году тонул на «Челюскине». В 1938 году Лев Осипович Белопольский был назначен директором государственного заповедника «Семь островов», созданного по его собственному проекту.

В 1941 году белый домик заповедника был измазан серой краской — для мае-

: П А С А И Н Ы X

кировки. Тихо стало в комнатах-лабораториях: большинство сотрудников ушли на фронт. Однажды Л. О. Белопольский отправился в штаб обороны города и положил на стол коротко изложенный план операции. На основании этого плана и был издан приказ о создании 6-го Особого дивизиона.

Следующей ночью суда бросили якорь в Иоканге, где находилась военно-морская база, прикрывающая вход в Белое море. Дальше дивизиону предстоял бросок через