Юный Натуралист 1977-07, страница 26

Юный Натуралист 1977-07, страница 26

24

самцы стали возвращаться, повинуясь привлекающему их запаху самки, или, говоря научно, запаху полового аттрактанта. Рекорд побил самец, возвратившийся с расстояния в. одиннадцать километров, хотя лететь ему пришлось над пашней, озером, лу.гом. Когда попробовали рассчитать, то оказалось, если бы даже все содержимое пахучей железы самки находилось бы в воздухе, то на расстоянии одиннадцати километров в одном кубическом метре воздуха была бы всего одна молекула пахучего вещества! Самец, конечно, улавливает запах в виде не одной, а группы молекул, однако концентрация их тем не менее невероятно низкая. И все же самец не только почувствовал запах, но и сумел определить правильное направление, куда нужно ему лететь.

Когда ученые задались целью выяснить химическую формулу пахучего вещества самки бабочки тутового шелкопряда, то им пришлось проделать громадную работу в течение 20 лет. Работала целая группа химиков, обработать пришлось 313 тысяч самок шелкопряда, и в результате титанического труда была получена крохотная капелька маслянистой жидкости весом около четырех миллиграммов. Это и было чистое пахучее вещество самки, чистый аттрактант.

Находить самок в сложном и огромном мире, наполненном разнообразнейшими запахами, самцам помогает еще и то, что самки некоторых видов бабочек посылают свои пахучие сигналы в строго определенное время, как радиостанции, ведущие передачи в эфир. Самки бабочек Гелиотис — с четырех утра и до восхода солнца, а от девяти

вечера до полуночи выступают самки бабочек Лобезиа.

Бывает, бабочки еще не вышли из куколок, а уже посылают пахучие сигналы самцам. И к моменту появления на свет вокруг них скапливаются целые полки кавалеров.

Насекомым свойственно даже так называемое «топохимическое чувство». Поводя усиками, они могут по запаху определить форму источника. Человек, сколько бы он ни принюхивался, не может сказать, как выглядит источник запаха.

Многие и многие стороны жизни насекомых тесно связаны с запахами. Каждый пчелиный улей, например, обладает своим запахом дома, запах присущ всем жительницам улья, и сидящие на летке пчелы-стра-жи ни за что не пропустят по-иному пахнущего чужака. Поэтому подлетающие пчелы предъявляют им пропуск — выворачивают особый мешочек с пахучим веществом.

У насекомых существуют метки не только территории дома или дорожек к нему. Когда самка наездника откладывает яички в тело гусеницы, которая послужит пищей ее будущим личинкам, она метит гусеницу отпугивающим запахом, чтобы другие самки не спутали и не отложили туда яички второй раз.

Метка может быть и не столь безобидной. Атакуя врага, пчела не только жалит его, но и брызгает пахучим веществом, нанося метку. Услышав запах тревоги, все пчелы приходят в ярость и стараются поразить противника примерно в районе метки. Этим и объясняется, что пчелы долго преследуют врага.

Запахами можно и защищаться. Из насекомых очень эффективно отпугивает врагов жук-бомбардир. Он поднимает брюшко и стреляет самой настоящей бомбой, которая с треском взрывается, и в воздухе остается клубок сильно пахнущего неприятного дыма. Другой жук стреляет бомбами, начиненными йодом. Вещества с резким, отпугивающим запахом могут выделять клопы, тараканы, уховертки, жужелицы и другие насекомые.

Запахи могут выступать как пища для определенных организмов. Это только на первый взгляд кажется необычным. Вот, например, для некоторых бактерий из рода псевдомонас единственным источником питания может быть землистый запах — один из самых распространенных запахов на нашей планете, который вырабатывают живущие в почве лучистые грибки актиноми-цеты

Чтобы проверить это, бактерии поместили в камеру на специальную среду, которая