Юный Натуралист 1977-08, страница 11

Юный Натуралист 1977-08, страница 11

а

кургана по праву можно считать побратимами скромных памятников, вставших на ржевской земле.

Обо всем этом московские школьники знали не только по серым альбомам. Не раз слышали они во время плаваний рассказы старожилов о минувших боях, а подчас и сама Волга преподносила неожиданные сюрпризы.

Этой весной посадил свою яблоню пятиклассник Алеша Черкунов. Бережно засыпал ямку, чтобы земля легла горкой, принес из ручья ведерко воды. На мой недоуменный взгляд ответил не по-детски солидно: «Разве это дождь? Да и кончится он скоро».

А потом, пока шли мы сосновым бором в Петуново, все вспоминал и вспоминал прошлогоднее лето и тот их поход, в котором для него все было в новинку.

Ему долго не везло. Волжские берега не хотели раскрывать свои тайны. Никак, никак не мог нанести он на карту родник. Не один малый приток обследовал уж вместе с Алешей Евдокимовым, но вот отыскать родник, замерить расход воды — все это до самой Сишки оставалось заветной мечтой. И что интересно, ребята постарше, те, кто не раз бывал в экспедициях, возвращались из рейда по берегу радостно-возбужденными: «Есть еще один!» А он в это время обязательно дежурил на плоту: драил до блеска бачки, готовил обед, в общем, занимался всяческими хозяйственными делами.

И вот наконец Сишка. Обелиск на горе. Сосновый бор. Сквозной веселый березняк на том берегу Волги.

На байдарке переплыл он туда и среди берез отыскал голубое оконце. Родник был мал. Еле-еле билось его сердце, взметывая слабенький бурун-чик песка. Даже расход воды не удалось замерить приборами, но все равно это был родник. И пусть оста

нется он безымянным, даже без номера (на карту такие обычно не наносили), но есть же он, есть! Среди этих берез с матово-белыми стволами, неподалеку от Волги его, Алешин, родник!

У Сишки плот стоял день. Без алого паруса с ярко-оранжевым солнцем посередине выглядел он неказисто, обыденно. Они ходили к петуновским ребятам, собирали в бору сыроежки и лисички и, конечно же, рыбачили. Клевало лучше в Сишке, в ее темных угрюмых омутах, где на червя брали красноперые прожорливые окуни. Однажды копал Алеша червей, и в вывороченном пласте сырой земли, будто малахитовые пуговицы, засветились донца патронных гильз. От нашей трехлинейки, ка.. определил Николай Николаевич, когда показал ему Алеша свою неожиданную находку. Да, волжская вода и земля часто напоминали ребятам о минувшей войне.

А родники? Их уже 85 на левом и правом берегах Волги. Каждый имеет на походной карте свой порядковый номер. Цифра 83 выведена рядом с названием «д. Держа». Это Алешин родник. В погожие дни солнце высвечивает его до дна, наполняя воду такой прозрачностью, что ясно видны пульсирующие фонтанчики песка. Живет родник! Как и те, остальные, открытые московскими ребятами во время плавания на плоту под алым парусом с огромным оранжевым солнцем посередине.

Этой весной мы посадили сорок яблонь. Сейчас наливается силой молодой сад. И красиво выглядит белый обелиск рядом с его разноцветьем. Долго расти яблоням. Шуметь листвой на ветру. Дарить людям спелые плоды. Это тоже родники, бессмертные, вечные. Такова уж неразрывная связь поколений, живая память юных о славных делах отцов-героев. В. Кулагин

Фото Н. Щербакова

2 «Юный натуралист» № 8