Юный Натуралист 1977-12, страница 44

Юный Натуралист 1977-12, страница 44

Трупы животных, погибших от болезней, лучше не трогать, так как среди заболеваний животных есть и общие с человеком, например туляремия.

Идут и идут письма в адрес наших конкурсов. И все интересные, все хотелось бы прочитать. Но это невозможно, их слишком много.

Но одно, совсем маленькое, я все-таки прочитаю. А вы, Почемучки, посоветуйте, в какой конкурс отнести этот рассказ: то ли «Где это видано, где это слыхано», то ли «Находчивость — великая вещь», то ли в «Уголок юмора». Как вы думаете?

Кот Вася — наседиа

Есть у меня кот Вася, ленивый и очень жирный. И случилась однажды у нас такая история. Посадила моя бабушка курочку-наседку на утиные яйца. Чтобы вывести утят, надо на яйцах сидеть четыре недели. Но курица не захотела, просидела три недели и убежала. Жалко нам было яйца, ведь в них уже почти живые утята. Но что поделаешь — придется выбросить. Я взяла яйца, понесла выбрасывать, да по дороге Васю на лежанке увидела. «Дайка, — думаю, — я их под Васю подложу, он ведь все равно весь день спит». Вася обхватил яйца лапами, свернулся плотнее калачиком и заснул. И так проспал с ними неделю. Когда вставал, мы их укутывали. В воскресенье утром, я еще опала, бабушка с ужасом говорит мне: «Посмотри скорее, твой кот двух утят поймал!» Я подхожу, а Вася облизывает утят, рычит, меня к ним не подпускает. И вот ходит теперь наш Вася с двумя утятами и даже носит им мышей. Те от мышей отказываются, зато как папу своего обожают!

д. Лесная. Люда Сенчина

Псковская область

Недавно пришел к нам в редакцию пакет со статьей. Автор ее — Владимир Михайлович Храбрый, тот самый Володя Храбрый, который был нашим Почемучкой, участвовал в наших конкурсах, выполнял наши задания. Теперь он зоолог, окончил Ленинградский университет, побывал во многих местах нашей Родины, участвовал в раскопках мамонтового кладбища на реке Берелех. Но Почемучкой был, Почемучкой и остается. Его интересует все на свете. Ре

шил он поделиться с нами своими наблюдениями за птицами. Рассказывает, как зимой они от мороза прячутся.

Где спят птицы зимой

В один из зимних дней, когда на чистом серовато-голубом небе начали появляться звезды, я спешил после наблюдений в лесу домой. Крепчал мороз. Синеватая морозная дымка закрывала близкий горизонт. Я пересек поле и спустился в долину небольшого безымянного ручья, в устье которого находились деревня и дом. Лыжи быстро скользили по мягкой перине сухого морозного снега. Тихо. Слышен только скрип креплений и шуршание снега под лыжами. И вдруг — взрыв! Другой! В лицо мне что-то сильно ударило, запорошило снегом. Я инстинктивно закрываю глаза рукой. И опять тишина. Только слышен далекий, быстро удаляющийся свист крыльев. Конечно же, я наехал на спящих под снегом куропаток. Осторожно передвигаю лыжи вперед, и опять взрыв. Из^од снега пулей_ с шумом и-снежной пылью вылетает куропатка и быстро скрывается в синеватой мгле поля. За ней другая. Потом еще, еще, пока не вылетела из-под снега вся стая.

Всего несколько раз за свою охотничью практику удавалось мне наткнуться на спящих под снегом куропаток. К тому же серых. Встреча эта произошла в Белоруссии, где довольно много этих птиц.

Как же чувствуют они себя под снегом? Ученые решили выяснить это.

Специальные исследования показали, что подснежная камера тетеревиных птиц устроена довольно сложно. Она имеет овальную форму. Потолок у нее всегда определенной толщины и на такой высоте, чтобы птица, когда это необходимо, могла, встав на ноги, высунуть голову наружу и оглядеться. К снежной камере ведет длинный ход, который у рябчика, например, достигает четырех метров. Все эти тайны зимней жизни тетеревиных птиц изучил и описал ленинградский орнитолог Р. Л. Потапов.