Юный Натуралист 1978-04, страница 44Птицы, которые не поют, и цветы, цветущие вечноОбломки чаши. Киевская Русь. XI век. С незапамятных времен люди пользуются посудой. Каменная и деревянная неудобна, металлическая стоила дорого, поэтому самой распространенной была раньше и осталась сейчас посуда глиняная. И не так уж важно, что от первых нелепых корчаг и неровных горшков она дошла до фарфора, прозрачного, как лепестки цветка, важно то, что всегда основою любого гончарства являлся обожженный и прочный глиняный черепок. А черепок этот не гнил, не выцветал и вообще никаким образом не изменялся от времени, по нему видно, какая была посуда в древнейшие времена, а по посуде этой легко судить о вкусах и пристрастиях людей самых давних. Обломки чаши, дошедшей до нас из далекой Киевской Руси, показывают нам птицу, дерево и нехитрый узор из ромашек. На чаше этой ничего не написано, но простой и нарядный лепестковый узор лучше всяких слов рассказывает о тех временах, когда цветущая степь казалась бескрайней. Гончарный круг, послушный мастеру, превращал бесформенный ком глины в безупречно правильные блюда, миски и кувшины, но иногда гончар в смешливом настроении вдруг отказывался от окружности, казавшейся скучной, и кувшин вдруг становился бараном или петухом. Но все-таки на крынках и кувшинах, даже фигурных, особенно не разойдешься, если они одноцветные. Иное дело, когда у мастера в руках гончарные краски: глазури, ангобы и эмали. |