Юный Натуралист 1978-04, страница 45

Юный Натуралист 1978-04, страница 45

43

Ангоб — это цветная глина, но иного цвета, чем та, из которой делается посуда. Скажем, посуда из светло-желтой глины, ангобная роспись по ней красная либо наоборот. Цвет у ангобов мягкий, приглушенный, будто бы чуть-чуть пыльный.

Глазури бывают разные, но чаще всего это бесцветная стеклянная пленка, которой покрывают посуду для того, чтобы она блестела и не пропускала воду, но есть и цветные глазури, которыми работают как краской.

Эмали — это тоже краски, но совсем непрозрачные и плотные. И глазури и эмали у мастера в виде белесых порошков, разведенных водой. Когда он расписывает изделие, то вид у того невзрачный, грязноватый. Но стоит кувшин или миску обжечь в специальной печи, как эмали и глазури заблестят, расплавятся, растекутся и явят свой настоящий цвет. Вот тогда-то открывался простор хитрому мужицкому юмору. А иной раз гончары и такого нагородят, что сразу и не разберешь, что к чему: носик кувшина отрастил ушки и превратился в зверя неведомой породы, ручка стала змеей, а туловище совсем фантастической комбинацией из двух попугаев, невесть как залетевших в прошлом веке в рязанский город Скопин.

В восемнадцатом веке смышленые жители подмосковного села Гжель, не богатого ни лугом, ни лесом, ни пашней, превратили в богатство самую свою землю, глинистую и тяжелую. Набравшись навыков на купеческой фабрике, местные мужики на свой вкус и лад начали делать из глины расписную посуду, да так, что скоро и самого купца разорили — уж очень интересны были мужицкие росписи и велик спрос на них.

Впечатление такое, будто немой, но необычайно талантливый человек вдруг заговорил — горячо, быстро и многословно. На белых грубых кувшинах и тарелках расцвели цветы и

травы, поднялись деревья и захлопали крыльями разные птицы. Но даже и самой росписи казалось мало гжельским гончарам. Кувшины их работы просто увешаны смешными фигурками птиц, зверей и людей, иные пристроились на крышке, иные у носика, а третьи возле ручки, изогнутой с такой лихостью, будто это

Роспись тарелок из города Косова. XIX век.