Юный Натуралист 1978-09, страница 42

Юный Натуралист 1978-09, страница 42

40

самых разных! Весь в крючках, как еж в колючках. На крючок попадется — наживка приманит, лесу оборвет и уйдет. И живет, вот ведь штука! Может, они и загнали его в дупло, от рыбаков спасался. Не хотел попасть на сковородку или в пирог.

Но как же он жил? Ловил то, что вода затащит в дупло? А может, кормили друзья-сомы, а? Подумают — и ему: на, мол, не пропадать же с голодухи. Думаете, так не бывает?

Отпустили сома. Все-таки чемпион по крючкам. Крючки вынули и отпустили.

Ну и чудеса! От всех рыболовов, от всех хищников ушел. Вот так сом! Хоть и отшельником стал, а вот живет себе. Хитрый какой.

Никогда не устаешь удивляться характеру, повадкам самых обыкновенных животных.

Пробовали когда-нибудь наблюдать за стадом коров? Как они себя ведут? Оказывается, все по-разному.

Вот что рассказывает Прокопий Про-копневич Мочалов.

коровы

Отпуск свой проводил я на берегу Мокши, около деревни Суморьево.

В середине дня, когда переставали клевать даже уклейки, мы с пастухом Еремеевичем проводили время в приятных беседах. А колхозное стадо сначала паслось возле реки, а потом коровы ложились на песчаный берег отдыхать.

Бесклевье иногда длилось часами, а Еремеевич ложился в тени моей палатки вздремнуть, и мне не оставалось ничего другого, как наблюдать за коровами. Сначала я смотрел на них равнодушно. Все они казались на одно «лицо». Но чем внимательнее и больше к

ним присматривался, тем четче проявлялась разница в их привычках и характерах. Многие были очень разборчивы в еде. Одна выбирала тимофеевку или пырей, другой нравился мятлик или клевер. Некоторые коровы не начинали есть, пока на траве не высохнет роса, зато потом ели все подряд.

Как и у людей, среди коров были чистюли и грязнули. Неряха-грязнуля ложилась куда попало. Она постоянно была в грязи, а взгляд у нее какой-то грустный, унылый. А корова-чистюля смотрит всегда бодро, с хитринкой. Прежде чем лечь, она выберет место почище, а потом ляжет. А когда встает, отряхнет с себя сор, обмахнется и даже бока оближет.

Места лежки на песке почти у всех постоянные, а если кто-то занимал чужое, хозяйка подходила к непрошеной гостье, легонько толкала ее в бок, и та уходила.

Даже на водопое коровы вели себя по-разному: одна у самого берега пьет взбаламученную воду, другая забредает поглубже да еще пофыркивает на воду, как бы сгоняя с поверхности сор, и начинает не торопясь пить.

По характеру коровы тоже были разные: спокойные, ласковые, злые и, как говорил Еремеевич, пакостливые.

Привычное для нас животное — корова. Наверное, потому и не считаем ее интересной. Не присматриваемся к ней внимательно.

Очень много загадок в поведении животных, в их общении друг с другом.

Чем, например, объяснить, что свинья Машка совсем не признавала свиней, зато дружила с... курами? И те подчинялись всем ее командам, шли, куда она их звала. Не верите? Слушайте рассказ зоолога Георгия Болеславовича Свнонтковского.

куриная предводительница

Целую ночь Машка дожидалась знакомого скрипа калитки, ведущей из хлева во двор и далее на широкую улицу.