Юный Натуралист 1978-10, страница 43

Юный Натуралист 1978-10, страница 43

41

Очень хочется прочитать вам письмо, в котором говорится, как ребята помогли лосям. Послушайте.

Лоси в беде

Летом я. была в лагере «Алые паруса» в Курганской области. Около лагеря есть озеро. В позапрошлом году там еще купались, а сейчас оно заболотилось, купаться нельзя.

Однажды утром мы увидели в болоте лося и лосиху. Они увязли, пытались выбраться, но никак не могли.

Мы быстро подняли на ноги весь лагерь. Вожатые всех отрядов, приехавшие навестить нас родители, сторожа лагеря — все мы бросились на помощь. Лосиха была недалеко от берега, ее скоро вытащили. А лось зашел очень далеко, увяз в болоте почти с головой, и с ним пришлось долго возиться. Когда его все-таки вытянули, он упал без сил. А потом, немного отдохнув, встал, отряхнулся и пошел в лес к лосихе.

Мы все были в грязи, мокрые, усталые, но очень довольные, что все-таки удалось нам спасти лосей.

Наташа Маслова г. Шадринск

Почта нашего Клуба растет не по дням, а по часам. Мы хотели проверить, знаете ли вы, Почемучки, свои родные места, любите ли их. Для этого объявили конкурс «Моя любимая речка». И не ошиблись. Конверты с этими тремя словами летят к нам до сих пор.

Нет возможности познакомиться со всеми вашими любимыми речками, проверить, как они себя чувствуют, помочь им. Будьте к ним внимательны — сажайте по берегам деревья, очищайте воду от мусора, любите их еще больше.

Время от времени мы будем печатать ваши письма, а сейчас прочитаем письмо, которое лежит сверху огромной пачки писем с названием:

Моя любимая речна

Я люблю маленькую-маленькую речку, названия которой не знаю. Эта речушка течет под Москвой из Северного пруда. По берегам ее лежат разноцветные камни: желтые, красноватые, почти черные. И все очень гладкие —• вода обточила их. А над водой летают пестрые бабочки и красивые синие и зеленые стрекозки. Почти у самой воды растут незабудки и лекарственное растение череда. Еще у воды стоит одинокая старая ольха. Ветер срывает с нее листья, коричневые шишечки и бросает их в во

ду. Они плывут по воде, словно маленькие кораблики.

Впервые увидела я эту речку пять лет назад. Сейчас речка немного заросла, стала еще меньше, но для меня она по-прежнему остается самой любимой и родной.

Марина Бакши

Москва

Теперь, друзья, возьмите сентябрьский номер журнала (прошлое заседание) и еще раз посмотрите там фотографию из нашей фотостудии.

Член редколлегии журнала Сергей Константинович Клумов расскажет, что случилось на берегу моря.

Это все медузы

В южной части нашего самого мелководного Азовского моря есть небольшой, ничем не примечательный Казантипский залив, вдающийся в Керченский полуостров. Низкие берега, широкий песчаный пляж окаймляют его со всех сторон. В августе прошлого года там побывал наш корреспондент Р. Дормидонтов и сделал эту любопытную фотографию.

Определить по фотографии, что это за медуза, трудно. По всей вероятности, это корнерот, или ризостома, широко распространенная в теплых морях.

Корнерот — крупная медуза — до 30, а иногда и до 40 сантиметров. Живет в Черном море. Если человек прикоснется к ризостоме, то может получить болезненные ожоги. На щупальцах медузы находятся стрекательные капсулы, ими и поражает она противника.

У этих медуз ротовое отверстие зарастает, а вместо него образуются мелкие многочисленные отверстия, расположенные на ротовых щупальцах. Питается корнерот растворенными в морской воде органическими веществами.

Медуз выбросило на берег во время сильных штормов или дрейфовых ветров. Случаи такие нередки. Можно предполагать, что попавших через Керченский пролив в Азовское море медуз ветровым дрейфом пригнало в прибрежную, сильно опресненную зону. Температура воды здесь в июле — августе достигает 26—28 градусов. Такие условия губительно подействовали на корнерота, и даже легкого шторма достаточно было, чтобы медузы оказались выброшенными на берег. Но это, конечно, только предположение.

А теперь пора прощаться. До новой встречи на этих страничках в следующем месяце.