Юный Натуралист 1978-11, страница 24

Юный Натуралист 1978-11, страница 24

23

чем, такое свойственно не только беляку и не только зайцам. Всякое животное благоденствует там, где ему наиболее удобно. И зайцы не лишены таких стремлений.

Беляк любит равнинные и слабо всхолмленные места, поросшие лесом, с зарослями кустарников. Сплошных горных лесов, особенно хвойных, и старых марей, обширных болот и луговых пространств он избегает. Нравятся ему свежие вырубки и гари, опушки, поляны, речные долины и берега озер с ивняком.

Летом главное меню беляка — различные травы. Зимой же его рацион скудеет, сводится в основном к веткам и коре деревьев и кустарников, в первую очередь различных ив, осин, березы, лещины, клена, дуба, ольхи, малины.

Весной, как только сойдет снег, беляки с такой жадностью набрасываются на нежную зелень трав, что теряют присущую им осторожность и пугливость, жируют днями и ночами, иногда даже на подошедшего к ним человека мало обращают внимания.

Но кормится беляк, как и другие зайцы, обычно по ночам, а днем отлеживается. Идя с жировки к месту отдыха, он старательно запутывает свои следы: много петляет, делает «двойки», «тройки», «сметки», «скидки» по нескольку раз, топчется по своим следам взад-вперед, отпрыгивает этак метра на два-три за валежину, куст или другое укрытие. А притаится на лежке где-нибудь под деревцем или кустом непременно так, что вздумай недруг его выследить, подходить он будет обязательно по ветру и открытому месту. Конечно же, косой его обнаружит загодя, потому что и видит он неплохо, и чутье у него хорошее, и слух прямо-таки замечателен, а сон чуток. Лишь бдительность и резвые ноги спасают лопоухих.

У всех зайцев тьма врагов. Колонок, горностай, ворона, даже сорока норовят напасть на них при удобном случае. Но главные и опасные враги — волк, лисица, росомаха, ястребы, орлы, крупные совы. Наверное, поэтому — в силу неусыпной бдительности — заяц не имеет постоянного логова или гнезда. Зимой роет в снегу ямку на каком-нибудь подходящем для наблюдения бугорке или у кочки, не то просто ложится под елку, а летом стремится найти место, где не было бы комаров и обдувало ветерком.

Странное дело: человек с зайцами знаком очень давно. Еще много-много сотен лет назад охота на этих зверьков на Руси была распространенной охотничьей потехой. А вот знаем мы их до сих пор неважно. Например, мы часто говорим:

труслив как заяц. А ведь это не совсем так. Заяц не теряет присутствия духа даже в, казалось бы, безвыходном положении, а случаев разрыва сердца от страха, что обычно для хозяина тайги — могучего медведя, у" зайцев практически неизвестно. Бывает, свора неистовствующих собак вот-вот настигнет косого, а он до последнего мгновения пытается спастись: юркнуть куда-то, запрыгнуть, обмануть преследователей, сбить их со следа. Однажды я видел, как ястреб и зайчиха метались по лесной поляне. Хищная птица то невысоко взмывала, то резко пикировала вниз, выставив когтистые лапы, а зайчиха... бросалась ей навстречу и била передними, лапами. Оказывается, рядом были зайчата.

Мне кажется, что зайцы не столько трусливы, сколько осторожны.

И соображает заяц гораздо лучше, чем мы думаем. Он, например, отличает человека с ружьем от безоружного, охотничью собаку от дворняжки. Если пес на привязи, заяц будет рядом крутиться в полном равнодушии, охрипни тот от лая или сдохни от злости. Но стоит человеку направиться к этой собаке, чтобы отвязать ее, как заяц был таков.

Как только на солнцепеках появляются первые проталины, начинаются «свадьбы» у зайцев. Даже у этих смирных животных они протекают шумно, с драками, криком. И ночью и днем теряют косые бдительность.

Зайчата рождаются зрячими, с хорошо развитой нежной курчавой шерсткой. С первых же дней своего существования они могут передвигаться, умеют прятаться и затаиваться. Пососав мать, симпатичные живые серые комочки расползаются кто куда и очень ловко маскируются среди прошлогодних листьев и травы.

Говорят и пишут, что зайчиха плохая мать: детей, мол, она кормит недолго, активно их не защищает, в общем бросает на произвол судьбы. Но будем же справедливы в своих оценках!

Да, зайчиха редко кормит своих детей, но вовсе не от своей лени или равнодушия — просто она боится нарушить мае- I кировку несмышленышей, оставить свои пахучие следы возле них. Да и молоко ее очень питательно, белков и жиров в нем в 3—4 раза больше, чем в коровьем молоке. В желудках зайчат оно образует сгусток, за счет которого те могут жить до четырех дней, усваивая его полностью, без каких-либо «отходов».

Зайчиха заботится о своем потомстве до самой осени, держится с ним одним выводком, учит жить — что, когда и где есть, кого остерегаться. Хотите убедить