Юный Натуралист 1978-11, страница 29

Юный Натуралист 1978-11, страница 29

Джейраны.

просторы Гоби, придавая ей обжитой вид. Особенно много садж скапливается у водопоев. Там же почти всегда можно увидеть сокола балобана. Красивый, сильный хищник знает, где искать добычу. Саджи летят к воде порой более, чем за 100 километров. Для рябков это пустяк: ведь скорость их полета свыше 80 километров в час. К сожалению, мне не удалось сфотографировать садж, слишком быстрокрылы эти птицы.

А вот вторая встреча в этом смысле была более результативной. Сопровождавший нас охотник показал шоферу на зеленый оазис чуть в стороне от дороги:

— Поверни-ка туда, может быть, встретим чернохвостиков. А вы приготовьтесь снимать.

Расстояние до зелени машина «съела» в минуту. Редкие кустики трав внезапно взорвались стремительным движением. Короткая погоня, и я вижу по правому борту машины метрах в тридцати распластавшийся в беге табунок грациозных газелей — джейранов. Они будто парят над землей. Черные хвостики вздернуты вверх, мелькают белоснежные подхвостья, золотом светится гладкая шерсть антилоп. Особенно хорош рогач с изящной черной лирой на голове. Быстрый, красивый, сильный. Успеваю вскинуть фоторужье. Животные делают ловкий маневр и скрываются в овраге.

Уже середина дня, солнце в зените, казалось бы, все должно затаиться, замереть. Но глаз выхватывает в степи, даже на ходу машины, признаки жизни: пищуха юркнула в норку, поскакал заяц, легла на дорогу тень орла. Можно только догадываться, что здесь делается ночью и на зорях. Пустыня оживает в сумерках. Из нор, норок, укры

тий появляются сотни, тысячи ее обитателей: зайцы-песчаники, ушастые ежи, суслики, лисицы, хомячки. Активнее становятся хищники. А среди них и самый грозный — волк. Здесь, в Гоби, где пасутся обширные стада коров, овец, коз, табуны коней, серые разбойники — заклятые враги скотовода. И с ними ведут серьезную борьбу. Только в Гоби-Алтайском аймаке ежегодно отстреливают около 150 волков.

Гоби полна тайн и загадок. Где-то совсем рядом могут быть залежи цветных металлов и драгоценных камней, останки динозавров или табун легендарных лошадей Пржевальского. Монголы зовут их тахи.

У дороги показалось большое стадо домашних верблюдов.

— Скоро Халиун сомон, — говорит Цэм-бэл.

Приближаемся к главной цели путешествия. В сомоне находится биостанция Большого Гобийского заповедника. Его директор, с ним встретиться нам посоветовали в Улан-Баторе, кандидат биологических наук Гомбын Базар. Заповедник, которым он руководит, один из самых больших в мире. Он имеет две обособленные территории общей площадью в 4,5 миллиона гектаров. Целая страна. Здесь сотрудники ведут большую научную и природоохранную работу. А охранять есть что. В заповедных горах и Гоби водятся редчайшие животные мира, занесенные в «Красную книгу»: снежный барс — ирбис, дикий верблюд (хавтгай), пустынный медведь пищу-хоед, красный волк, кулан.

На биостанции товарищ Базар сначала повел нас в вольеры, где содержатся редкие животные, обитающие в Гоби и горах Монгольского Алтая.

— Зверинец у нас небольшой, — сказал