Юный Натуралист 1978-11, страница 30

Юный Натуралист 1978-11, страница 30

31

Базар. — Но очень ценный. Во-первых, он единственный в Монголии. На его базе намечено создать два зоопарка в Улан-Баторе и Алтае. Во-вторых, это одновременно и научная лаборатория. Здесь мы ведем ряд необходимых исследований.

В обширных вольерах спокойно паслись сайгаки, куланы, козленок сибирского козерога, квохтали фазаны. Мы задержались у большой разделенной пополам клетки. Два огромных отливающих серебром снежных барса нежились в густой тени. Солнце сильно пекло, и было очень жарко. И все же приближение незнакомых людей встревожило зверей. И один из них злобно оскалился. Пришлось отступить от сетки.

Недавно сотрудники биостанции с большим трудом отловили двух диких верблюжат. Внешне они похожи на домашних. Но опытный глаз сразу отметит различие. Они на вид суше и подобраннее домашних. Заметно проворнее их. Способны к быстрому и неутомимому бегу. Ученые, обследуя Гоби, встретили однажды в южной части хребта Аж-Богдо большое стадо хавтгаев. В нем было не менее 80 диких верблюдов. Такое скопление редких животных необычно. Тем не менее это радостное явление. Значит, число их увеличивается. Богатство животного мира Гоби и Горного Алтая поражает. В горах обитают рыси, куницы, соболи, кабаны и даже росомахи. На просторах Гоби многочисленны сурки (тарбаганы), степные лисички-корсаки, есть дрофы, куропатки.

Особенная слава идет здесь о крупной Корсаки.

горной птице уларе (ее неверно называют еще горной индейкой). Ходит легенда, что мясо улара излечивает от многих болезней. Суеверие и невежество знахарей обернулись бедой для этих птиц. Испокон веку монголы использовали их мясо как лекарство, что приводило к массовому истреблению птиц. Сейчас улар находится под охраной.

Нас пригласили поехать на одну из баз ученых в невысокие горы, по сути, они продолжение Гоби. Поездка дала массу ценных наблюдений. Она стала как бы иллюстрацией к рассказу ученых. Колония жирных тарбаганов сопровождала проезжающий автомобиль резким посвистом. А когда мы отправились пешком по руслу каменистой речки, то видели зайцев, ушастых ежей, сеноставок и каких-то юрких ящериц.

На склонах пологих гор глаз неожиданно приметил большую отару. В бинокль стало видно — козероги. Несколько сотен животных! В этих же местах часто встречаются большие скопления архаров. Поистине зоологический рай, так порой называют Монгольский Алтай.

Мы уезжали из Гоби ночью. В мерцающем свете фар мимо изредка проплывали белые купола юрт, дремлющие табуны коней, стада яков.

За окном автомобиля порой мелькали призрачные тени диких животных, слышались неясные таинственные звуки. Мы прощались с Гоби. Она таяла в ночной темени, непостижимая в своем величии. Живая Гоби.

А. Рогожкин.

Фото автора