Юный Натуралист 1978-11, страница 36

Юный Натуралист 1978-11, страница 36

37

Где спят синични

Несколько лет назад изучал я птиц в юго-восточной Армении. Особенно интересовала меня почти неизвестная у нас синица — средиземноморская гаичка, с крупным черным горловым пятном и такой же шапочкой.

Однажды спускался я с гор к небольшому армянскому селению. В этот день с утра валил мокрый снег, очень обильный и необычный для этих мест. Лишь к вечеру снегопад прекратился, и все пространство вокруг оделось дымчатой пеленой. Со мной была собака. Она то и дело подбегала к кустам или к корням старых деревьев, и оттуда с шумом вылетали дрозды, которые готовились к ночевке в этих укромных местах.

Вдруг собака, подняв морду кверху, запрыгала, как резиновый мячик, метрах в двадцати от меня, пытаясь поймать длиннохвостую синицу ополов-ника. Синица перепархивала по корням старой шелковицы почти у самой земли. Подойдя поближе, я увидел еще одного ополовника, с писком и цирканьем перелетавшего с корня на корень тутового дерева перед самой собакой. Я подошел к ним вплотную, но и тогда птицы не улетели, а только громче зациркали. И тут из-под корня, нависшего над дорогой, осыпав землей мое лицо, с громким криком выпорхнули черный дрозд и еще две длиннохвостые синицы. Я настолько оторопел от неожид;1 шости, что не сразу сообразил, откуда оьи взялись.

Проводив взглядом разлетевшихся птиц и стряхнув землю, я раздвинул торчащие из земли корешки и заглянул внутрь свода. Под корнем в полумраке увидел следы пребывания птиц: обильный помет, мелкие перья — курятник в миниатюре. Внутренний вид жи-шгца говорил о том, что птицы проводят здесь ночь не первый раз.

Настоящие синицы: большие, гаички и московки— тоже ночуют в естественных укрытиях. Это щели деревьев и дупла, беличьи гнезда и подснежные пустоты, трещины в земле. Иногда они используют даже норы различных грызунов, пробираясь туда, продалбливают снег своими клювами. У длиннохвостых синиц слабенькие клювики, и они не могут продолбить себе дорогу в снегу. Чаще других ночуют ополовники прямо на ветвях деревьев, тесно прижавшись друг к другу. Забавно выглядит такая компания: к ветке в рядок прилепилось несколько бело-розовых пушистых шариков, с двух сторон плотно сжатые соседями, а из них в стороны торчат длинные черные хвосты.

Засыпают длиннохвостые синицы поздно, а просыпаются раньше других синиц. Птички эти маленькие и очень подвижные, им надо много корма, чтобы пополнять запасы питательных веществ в организме.

Вот так, оказывается, проводят морозные ночи трудолюбивые и симпатичные синички ополовнички. Сидят на ветках и друг дружку греют. Потому-то и живут все мелкие птички зимой стаями: суровую стужу можно пережить только бок о бок с другом.

А вот что рассказывает наш Почемучка о зимовках птиц в Якутии.

Воробьиные домини

В Якутии морозы иногда доходят до 56 градусов. Тут любая птица замерзнуть может. Но жить-то надо. Вот воробьишки и устраиваются с комфортом. Недалеко от нашего дома есть котельная. От нее отходит труба к распределителю. Она вся обернута паклей, которая местами порвалась и висит клочьями. Это и приметили воробьи. Натаскав побольше ваты и пуха в дырку между клочками пакли и трубой, они устроили там себе уютные гнездышки. Забираются туда днем погреться и ночью поспать. Тепло и мягко, что еще надо?

Артур Борисяко

г., Якутск

Но даже и в самых обычных условиях не все птицы ведут себя одинаково, одни делают так, как проще, другие что-то «придумывают», «изобретают». Вот что рассказывает наш гость натуралист Григорий Иванович Герасимов.

Изобретательность

Перед окном на ветке яблони я повесил на нитке кусочки сала для синиц. Синички лакомились ими с удовольствием. Как-то совершенно случайно я заметил, что одна из птичек не раскачивалась на кусочке сала, как все остальные, а садилась на соседнюю веточку и клювом подтягивала к себе сало. Придерживая кусочек лапкой, спокойно приступала к трапезе.

Сначала, я думал, что случайно у нее так получилось, потом понял, такая уж она изобретательная. Я усложнил задачу. Стал подвешивать сало подальше от соседней ветки. И тут моя синичка проявила удивительную находчивость. Она садилась на ту ветку, к которой было привязано сало, брала клювом нитку, подтягивала ее вверх, потом быстро