Юный Натуралист 1979-01, страница 36

Юный Натуралист 1979-01, страница 36

34

ЕС ffl Н

и

н ш

cf и

о о

ш

X

се

£ и

а ш

е

:/J

/i

Эта небольшая книжка попала мне на глаза случайно, когда я учился в четвертом классе. Называлась она «Занимательная минералогия», автор — А. Е. Ферсман. Без особого интереса принялся я за чтение, но вскоре уже не мог оторваться от необыкновенных рассказов о жизни, казалось бы, мертвых камней. Автор открыл мне новый мир, настолько необычный и привлекательный, что я раз и навсегда решил стать геологом.

Много лет спустя я понял, что оказался одним из множества людей, чья жизнь так или иначе определилась мыслями и делами нашего замечательного ученого, академика Александра Евгеньевича Ферсмана. Таких людей действительно много. К ним относятся и геологи-геохимики, развивающие идеи своего учителя, и минералоги, открывшие новые минералы — ферсманит и ферсмит, и бесчисленные любители камня, и посетители богатейшего Минералогического музея АН СССР имени А. Е. Ферсмана в Москве, и горняки, добывающие десятки миллионов тонн «камня плодородия» — апатита на Кольском полуострове, и рабочие никелевого комбината в Мончегорске, и даже... жители на улицах А. Ферсмана в Москве, Апатитах и других городах нашей страны.

Кто же он, этот необыкновенный человек, как удалось ему оставить такой глубокий незабываемый след в науке и в истории индустриализации СССР?

...Воспоминания детства: Греция, яркое солнце, синее небо, теплое ласковое море. На берегу бухты около Афин играет шестилетний мальчик. Он бросает в воду окатанную плоскую гальку.

— А ты знаешь, что эти серые камни — мрамор, из которого построены Акрополь и Парфенон? — говорит ему отец.

— Значит, у каждого камня, как у человека, есть имя? Мрамор, мрамор... — это слово врезается в память, мальчик собирает невзрачные камни и хранит их, как талисман, всю жизнь. Потом он едет с родителями в Италию. И здесь оказывается, что среди горных незабываемых пейзажей его больше всего интересуют... булыжники, которыми вымощена дорога. В Чехословакии мальчик видит настоящие музейные образцы — сверкающие кристаллы оловянных и вольфрамовых руд, щетки прозрачного горного хрусталя, черные натеки урановой руды, а среди этого великолепия — сказочные камни из горячих целебных карлсбад-ских источников — окаменевшие цветы и листья, скрученные сосульки сталактитов, камни-горошины с песчинкой в центре.

Все эти сокровища, оказывается, продавались! У каждого образца имелась аккуратная этикетка с ценой.

— О, сколько детских волнений пережил я из-за этих цифр! — вспоминал впослед-