Юный Натуралист 1979-02, страница 281 Пятнистый олень. (с черно-белой и цветной пленками). Предельно собран, весь внимание. Кажется, не спеша передвигается вдоль вольера. Вот замер: серия кадров. Присел, вгляделся, нет, не подходит. Встал. Переместился, опять серия. Пленки не жалеет. Ныне фотоохота стала увлечением массовым. В городах создано множество специальных фотоклубов. Легче стало с оптикой и пленками. Страницы изданий, начиная с районных газет, пестрят фотографиями природы. Но хорошие снимки не так часты. Думается, что начинающим фотоохотникам полезно изучить творческий метод Немнонова. Он, на мой взгляд, содержит в себе ключ к пониманию таинств сложного искусства фотоохоты. В неболь-■ шом очерке невозможно коснуться всех сторон богатейшего опыта этого фотомастера. Творческий путь каждого художника во многом индивидуален, но есть, конечно, и какие-то главные, полезные всем направления. Немнонов прежде всего стремился получить высокохудожественный кадр. Скрупулезно добивался наибольшей выразительности снимка, тщательно работал над композицией. Особое внимание уделял кадрированию фотографии. Его работы всегда отличались строгой лаконичностью и максимальной достоверностью. Он был неутомимым натуралистом, много снимал в дикой природе. При всей своей непоседливости и темпераменте мог часами, не шеве лясь, сидеть в засаде, поджидая зверя или птицу. Он поставил себе грандиозную задачу — сфотографировать всех представителей животного мира страны. И надо сказать, что почти приблизился к цели. Фототека его огромна — десятки тысяч негативов. Он многократно фотографировал одни и те же виды зверей, птиц, насекомых, растений в разных условиях: зимой, летом, в горах, степи, городе. Многие неверно считают, что фотоохота не может принести вреда живой природе. Это далеко не так. Уже в ряде стран запрещена фотосъемка определенных видов жцвотных в особо охраняемых районах или в определенное время. Например, съемка с вертолета лежбища моржей может закончиться для стада трагически. В панике массивные звери передавят друг друга. Николай Николаевич яростно выступал против всякого браконьерства, в том числе и на фотоохоте. Он боролся с любым проявлением жестокости по отношению к живой природе. Как-то в районе одной из больших строек в Сибири его сопровождал в тайге молодой парень. Он очень хотел доставить удовольствие столичному гостю. На дерево недалеко от них села сойка. Парень снял ружье и протянул Немнонову: — Стреляйте. — Не буду, — сказал Николай Николаевич. — И тебе не дам. Вокруг вашего поселка это, наверное, последняя сойка осталась. Все выбили! Разговор с разгневанным фотокорреспондентом, убежден, надолго запомнился тому парню. |